Министр по делам религии Матан Кахана и министр финансов Авигдор Либерман объявили о предстоящей реформе контроля кашрута. В соответствии с ней, будет отменена монополия главного раввината на выдачу свидетельств о кашруте, и рынок инспекции кашрута будет открыт для частных компаний.
Казалось бы, «что он Гекубе, что ему Гекуба?» Гекуба в данном случае – это я. Вряд ли для кого-нибудь является секретом, что я не отношусь к людям, строго соблюдающим кашрут. Я вообще при первой возможности его не соблюдаю, что, между прочим, никак не отменяет моего стопроцентного еврейства. Так какое мне дело вообще до страстей вокруг кашрута? Замечу, что лично у меня интерес чисто экономический. Открытие «рынка кашрута» для конкуренции по всем экономическим законам должно привести к снижению цен. Ведь расходы на кашрут и его инспекцию составляют заметную долю в цене продуктов. А поскольку почти все наши сети супермаркетов кошерные (оставим за скобками «свинские», по определению ортодоксов, сети «Мания», «Тив Таам» и «Кешет таамим»), то большинство таких как я, делают покупки именно в кошерных сетях. Поэтому я приветствую эту реформу.
Разумеется, в раввинатах придерживаются мнения отличного от моего. Причем, тоже во многом из экономических соображений, как бы они не пытались это замаскировать «высокой идеологией». Еще бы, такая кормушка ускользает из их рук! Религиозные депутаты ту же перешли в атаку на реформу и ее инициаторов.
Возглавил «священную войну» Арье Дери. Он заявил, что открытие рынка инспекции кашрута приведет ни много ни мало – к «потере традиционной еврейской идентичности». Съел курицу, не освященную печатью Главного раввината – и готово, ты и сам не заметил, как перестал быть евреем! Можно подумать, что лицензированные министерством религии компании по проверке кашрута начнут признавать кошерными «морских гадов», молочных поросят и рыб без чешуи. Всем понятно, что эти компании будут действовать в рамках кашрута, установленного священными книгами. Так же, как частные компании по проверке соответствия новых домов строительным нормам руководствуются едиными стандартами.
Впрочем, возможно, некоторые из этих инспекторов кашрута – конкурентов раввинатов и смягчат суровый запрет на продажу в кошерных магазинах малинового варенья. Ведь, как установил недавно главный раввинат, есть опасность (пусть и мизерная), что в малине может оказаться червячок – а это, что ни говори, — мясо, и не дай бог, правоверный еврей съест его с молочными продуктами.
Дери пугает евреев, что появятся разные кашруты. Можно подумать, что сейчас это не так! Лет двадцать назад я встретил одну свою знакомую из ортодоксальных неофитов. Некогда вполне светская скрипачка, она стала «круто ортодоксальной» и работала кассиршей в кошерном магазине. Но она поспешила сообщить мне, что продукты в «своем» магазине она не покупает, потому что они с мужем едят только продукты с печатью кашрута рава Левина. Очевидно, это очень суровый раввин. Есть даже известный еврейский афоризм: «Каким бы строгим ни был ваш кашрут, всегда найдется кто-то, для кого он недостаточно хорош».
Для Арье Дери «хорош» только кашрут, который определяют чиновники Главного раввината и мир, которым правят ортодоксальные раввины. Шаг в сторону – попытка к бегству. К бегству от чего? От «еврейской идентичности» «по Дери». Каждый, кто покушается на мир Дери – гой и антисемит, даже если он еврей по Галахе.
Будучи — страшно признаваться — атеистом, я не собираюсь вникать в глубокие религиозные споры между различными направлениями иудаизма. Но я считаю себя либералом, и поэтому не приемлю враждебность, насаждаемую ортодоксальным истеблишментом по отношению к евреям других направлений иудаизма. Религиозная вражда между евреями недопустима.
Мы уже привыкли, что евреи бывают разные. За тысячи лет изгнания возникли десятки еврейских языков. Я недавно узнал, что только еврейско-арабских языков было (и есть?) более десяти. Йеменские и эфиопские евреи отличаются даже цветом кожи от евреев Польши и Германии. Правила кашрута в разных общинах галута пусть немного, но отличались. Возникли и существуют разные течения иудаизма. Но их объединяет то, что все они исповедуют иудаизм. И все исповедующие его – евреи.
Поэтому попытки принудительного насаждения религиозного единомыслия в Израиле недопустимы. В течение многих десятилетий ультраортодоксальные партии в правительстве тормозили любые попытки либерализации. Теперь в «правительстве перемен» открылась редкая возможность для реформ. Важно не упустить эту возможность.
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com