Дон Корлеоне от кашрутного бизнеса без боя от монополии не откажется
Ужасный ортодоксальный вопль раввинов и политиков от религиозных партий не сходит со страниц харедимных изданий и прорывается во все прочие израильские СМИ. «Копыта в стене кашрута», «Разрушении реформистами религии», «Уничтожение иудаизма» — мелькают заголовки и лозунги. Почему ортодоксальные депутаты и политики льют крокодиловы слезы?! Какими новым «антисемитскими» деяниями, преступлениями против традиции и веры пугают они общественность?!
Министр финансов Авигдор Либерман и министр по делам религий Матан Кахана (от партии «Ямина») заявили о включении в рамки Закона о хозяйственном урегулировании (хок ха-эсдерим – закон, который принимается Кнессетом вместе с бюджетом) комплексного плана по открытию рынка кашрута для конкуренции. Цель плана – улучшение предоставляемых услуг для предприятий, облегчение бремени регуляции, снижение цен и уменьшение расходов семей на продукты питания и ухода.
Чем же так пугает ортодоксальных интересантов появление новых игроков в «кашрутном бизнесе»? Почему же Арье Дери во всю вопит, что эта реформа «приведет к уничтожению еврейского характера всего государства»?
Речь, понятное дело, идет не о вере, не о верности традиции и религиозным нормам. Речь идет о деньгах. И больших деньгах.
В прекрасном романе «Крестный отец» Марио Пьюзо рассказывает, что дон Вито Корлеоне, подобно многим одаренным предпринимателям, очень быстро усвоил, что свободная конкуренция – нецелесообразна, поскольку приводит лишь к трате сил и средств, и что полагаться можно только на монополию, которая дает власть и сверхприбыль, вытесняя конкурентов с рынка и устраняя препятствия, вместе со свободой выбора.
Министр финансов Авигдор Либерман и министр по делам религий Матан Кахана пытаются устранить чисто мафиозную монополию. Если правительству удастся провести в жизнь этот план (а это будет посложнее не только любой другой реформы, но и смещения «вечного» Нетаниягу с поста премьер-министра), то это кардинально снизит нагрузку на местных производителей продовольствия, на израильские предприятия общественного питания (отели, рестораны, закусочные, кафе). Уменьшатся расходы, связанные с сертификацией. Понизится цена на кошерные продукты. Увеличится эффективность работы целого сектора экономики, где на кашрутные освидетельствования сегодня тратится около трех миллиардов шекелей. Частные сертифицирующие организации, после получения лицензии министра по делам религий, смогут свободно работать по всей стране, выдавая свидетельства о кошерности любым предприятиям без всяких ограничений.
Сегодня ресторан или кафе, даже если еда в них приготовлена по всем правилам и стандартом меадрин (строгий кашрут), а контроль на кухне осуществляет признанная организация, следующая строгим правилам Галахи, не могут претендовать на «кошерность», если не имеют свидетельства, выданного Главным раввинатом. Производители пищи вынуждены платить представителям Главного раввината на местах немалые суммы за базовое свидетельство о кашруте, а потом оплачивать частные организации, которые могут засвидетельствовать, что кашрут у них более высокого уровня. Сегодня стоимость продуктового кашрута в Израиле доходит до 5 % цены.
При этом инспектора кашрута порой занимаются откровенным диктатом и рэкетом. Они заставляют предприятия покупать не только клубнику на определённой ферме (из опасения насекомых) или картофельный порошок с печатью израильского БАДАЦа, а не американской ортодоксальной организации OU (авторитетной во всем мире), но и строго определенное посудомоечное мыло, пластиковую одноразовую посуду конкретной фирмы, дезинфицирующее средство такой-то торговой марки. Подобные действия взвинчивают цену не только для производителя, но и для потребителя. Это именно мафиозное принуждение, которое могут позволить себе только монополисты. Если верить отчетам государственного контролера, то вся система кашрута в Израиле пронизана коррупцией, приписками, откатами.
Правительственная реформа превратит Главный раввинат из монопольного игрока в законодателя и контролера стандартов.
Но, разумеется, то, что приведет к снижению цен и уменьшению расходов для большинства населения – обернется потерей сверхприбыли для монопольного дона Корлеоне в сфере кашрута. И он без боя от сверхприбыли не откажется.
Понятное дело также, что министр от религиозно-сионистской партии не из абстрактного гуманизма поддерживает план, который удешевит пищевые продукты для большинства населения. То есть светского большинства. После создания Государства Израиль десятилетия контроль над Главным раввинатом был в руках религиозных сионистов из партии МАФДАЛ. А потом контрольные позиции захватили представители ортодоксально-сефардской партии ШАС.
Так что получается: Либерман просто помогает бороться одной религиозной партии с другой. Если в результате этого выиграет большинство светского населения, а религиозный диктат ослабнет, то такое использование внутрирелигиозных конфликтов кажется мне вполне конструктивным и более чем кошерным. В конце концов, религиозные партии получили такое огромное влияние в израильской политике и потому, что всегда умело использовали противоречия между светскими партиями. И этому у них стоит поучиться.
Давид Эйдельман
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com