Время от времени в Израиле публикуют список самых бедных городов. Бедные города – это города, чей бюджет не справляется с нуждами жителей, в результате чего их инфраструктура разрушается, уровень коммунальных услуг падает до неприличного. Соответственно, и социально-экономический уровень значительной части жителей этих городов — низкий.
И вот оказалось, что список самых бедных городов Израиля возглавляют столица страны – Иерусалим и Бней-Брак. Если свой «вклад» в бедность Иерусалима вносят как арабские жители Восточного Иерусалима, так и жители религиозных районов города, то Бней-Брак обязан своим бедственным положениям исключительно ультраортодоксальному населению. Из-за бедности граждан и большого количества детей в семьях ультраортодоксов, эти семьи освобождены от уплаты муниципального налога (арноны), из которого и складывается муниципальный бюджет. В результате, вся забота о формировании бюджета города ложится в основном на светских жителей, что, разумеется, их не радует.
Находясь в коалиции, а то и во главе министерства строительства, ультраортодоксальные политики проводили политику внедрения религиозного населения в светские города. Причем, заботясь, о компактном проживании своей паствы. Чтобы, с одной стороны, они не «растворялись» в чуждой среде, а с другой –содержались из бюджета этих городов.
Впрочем, обосновавшись в доселе вполне светском городе, харедим зачастую начинают диктовать свой образ жизни всем жителям этого города: закрываются магазины, работавшие в шабат, начинаются буйные протесты против работы в уик-энд кинотеатров и других культурных учреждений.
Например, жители Арада знают об этом не понаслышке.
В последние годы, ультраортодоксы обратили свой взор на Кирьят-Гат. Этот город, расположенный на границе центральных районов страны и связанный с центром железной дорогой, обладает большим потенциалом роста. Согласно перспективным планам застройки в ближайшие годы население города должно было вырасти вдвое. Еще в 2016 году было принято решение о строительстве десятков 14-этажных домов на десять тысяч квартир.
Но в мае 2020 года на пост министра строительства заступил Яаков Лицман из партии Яадут ха-Тора. И он решил, что Кирьят-Гат – идеальное место, для размещения здесь своих подопечных-харедим. Надо же позаботиться о своих!
Разумеется, постоянно растущему ультраортодоксальному населению тоже нужна крыша над головой. Как к ним не относись, харедим – часть народа Израиля, хоть и со своим, отдельным от светского, укладом жизни. Именно поэтому правительство Израиля еще в 2007 году приняло решение о строительстве города для ультраортодоксов недалеко от Беэр-Шевы. И даже название этому будущему городу дали – Касиф. Но харедим этот проект пришелся не по душе. С одной стороны, конечно, здорово жить в городе по законам Галахи, но с другой – как обеспечить функционирование городских служб при отсутствии достаточных поступлений от муниципального налога в городской бюджет? И проект был благополучно похоронен. Или задвинут в долгий ящик.
Я не знаю, хорошо это или плохо, что разные группы населения живут раздельно: есть арабские населенные пункты, ультраортодоксальные, даже почти «русские». Очевидно, это естественное желание людей – жить среди «своих». «Зе ма еш» — это то, что существует в реальности. Я, например, живу в квартале, населенном в основном репатриантами из Средней Азии – бухарскими евреями и постоянно наслаждаюсь запахом дыма от мангалов. Доминирующее в таких городах и районах население устанавливает привычный образ жизни. Итак, придя к власти, Яаков Лицман тут же отменил намеченный проект нового строительства в Кирьят-Гате, и решил на этом месте построить ультраортодоксальный квартал. Соответственно, 14-этажные дома стали семиэтажными (ведь без лифта в шабат на 14-й этаж непросто подняться).
Жители Кирьят-Гата – и светские, и соблюдающие традиции, — выступили против этой идеи. Они прекрасно понимают, что забота о жителях этого многочисленного района ляжет на городской бюджет, формирующийся за счет их налогов. Партия НДИ сразу же поддержала граждан Кирьят-Гата: «Никто не отнимает права харедим жить своей жизнью, но не за счет других жителей города».
Между прочим, это проблема не только Кирьят-Гата. Мэры светских городов всячески противятся созданию на своей муниципальной территории ультраортодоксальных кварталов. И их легко понять.
С созданием нового правительства, власть Лицмана и ультрарелигиозных партий закончилась. Министры финансов Либерман, внутренних дел Шакед и строительства Элькин приняли совместное решение воскресить из мертвых проект строительства Касиф — города для харедим, и, одновременно, возобновить проект строительства района Кирьят-Гата «для всех». То есть, для светских и религиозных, «русских» и сабров, «мизрахим» и «ашкеназим» и всех-всех-всех…
А что касается ультраортодоксов, мечтающих о Кирьят-Гате, то, возможно, со временем вблизи этого города и возникнет некое муниципальное образование для проживания харедим, но оно уж точно не будет содержаться на налоги жителей Кирьят-Гата.
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo