Предыдущая моя статья заканчивалась такими словами «Когда мы слышим заявления министров и депутатов кнессета об их заботе о нас с вами, я не могу не вспомнить фразу, сказанную информатором «Глубокая глотка» журналисту Бобу Вудворду из «Вашингтон пост», расследовавшего дело Уотергейт, приведшее к отставке президента Никсона. «Следите за деньгами», — посоветовал он. Воспользуемся его советом…
Ежегодно государственные министерства оказывают финансовую поддержку различным учреждениям, не являющимся государственными (амутот), и занимающимися вопросами образования, культуры, религии, науки, искусства, социального обеспечения, здравоохранения, спорта и т.д. Среднегодовая государственная поддержка для этих амутот составляет 3.5 миллиарда шекелей.
Средства эти распределяются через министерства. Согласно решению БАГАЦа от 1997 года, распределение денег осуществляется в соответствии со стандартами, призванными обеспечить должную степень объективности и предотвратить бесконтрольное разбазаривание средств.
Соответствующие средства выделяет и министерство абсорбции, гораздо, впрочем, меньшие, чем в других ведомствах. Отдел, ответственный за распределение помощи в министерстве, называется «Клита бе-кахила» («Общинная абсорбция»). Зайдя перед подготовкой публикации на этот сайт, чтобы посмотреть, кому и на что были выделены средства, я с удивлением обнаружил, что данные за 2019 и 2021 годы …отсутствовали.
Меня, разумеется, в первую очередь интересовало, на какие цели выделяются в министерстве абсорбции деньги, и сколько. Их я, действительно, нашел, но только не здесь, а в совсем другом источнике – на следующем сайте: next.obudget.org/i/budget/0030120403/2022
Итак, в 2021 году было выделено 3.984.000 шекелей для поддержки амутот, которые занимаются абсорбцией. Но куда более интересно, кто именно получил эти деньги и сколько именно. Оказалось, что в списке фигурируют только 25 организаций, получивших деньги на общую сумму 1.323.255 шекелей. Невольно задаемся вопросом, где остальные 2.660.745 шекелей (66.8%). Может быть, от нас скрывают, на какие цели и на чьи нужды «ушли» недостающие деньги? Прозрачность и финансовая отчетность лежат в основе любого правого демократического общества, коим пока еще остается Израиль.
Итак, узнаем, какие именно общественные организации заботятся о нас с вами. Амутот, занимающиеся поддержкой выходцев из Латинской Америки, получили в 2021 году 181.447 шекелей. «Калита», занимающаяся абсорбцией европейского еврейства, — 122.577 шекелей. Объединение выходцев из США и Канады – 44.375 шекелей. Объединение выходцев из Турции – 26.779 шекелей. Федерация выходцев из Южной Африки – 93.143. Ультраортодоксальные организации получили:
— «Адмор Копишниц» – 120 тысяч шекелей;
— «Бейт-Мория» в Беэр-Шеве – 109.200 шекелей;
— «Хаим ве-хесед рисораз» – 92.739 шекелей;
— «Бейт-Хабад» – 72.579 шекелей;
— «Мосадот Хабад» в Нетаниии – 46.571 шекелей;
— «Ор хая» – 37.096 шекелей;
— «Тора бе-Цион ве бе-Цедек» – 19.798 шекелей;
— «Цадка ве-хесед» – 10.080 шекелей.
Можно продолжить, но вряд ли это имеет смысл. Что касается выходцев из бывшего СССР, то в списке фигурируют всего две организации. Одна «Шаар алия» в Лоде, оказывающая помощь людям по открытию бизнеса. Эта амута получила 67.487 шекелей. Характерно, что сайт этой амуты содержит инструкции на двух языках — …иврите и английском. Вторая амута – «Маханаим», занимающаяся просветительской деятельностью, получила всего 10.009 шекелей.
Невольно задаешься вопросом, насколько «обеспечивается должная степень объективности» при распределении средств? Почему остаются неизменными критерии, которые не позволяют «русским» «амутот» получать необходимую помощь от государства? Мало того, что львиная доля денег идет на помощь выходцам из стран, алия из которых несопоставима с репатриацией из бывшего Советского Союза. Но даже и здесь, значительные средства переводятся религиозным амутот, хотя подавляющее большинство новоприбывших – совершенно светские люди.
Я не хочу в сложившейся ситуации винить исключительно нынешнего министра абсорбции. Обзвонив большинство крупных русскоязычных организаций, я услышал один и тот же ответ: на протяжении уже больше десяти лет мы просто не подаем документы – нам объяснили в министерстве абсорбции, что мы не подходим по критериям. Это еще доказывает, что пришло время изменить существующие критерии во благо алии.
Что же касается ультравортодоксальных организаций, то я хотел бы привести цитату из газеты «Де маркер». По данным этой газеты, в 2018 году гендиректор министерства абсорбции Алекс Кушнир выделил для ультраоортодоксальных организаций 1.3 миллиона шекелей.
Тот же упомянутый выше отдел «Клита бе-кахила» оказывает помощь различным организациям посредством фонда «Азвон» по распределению наследства. В фонд стекаются пожертвования и завещания из самой страны и всего мира, как от граждан Израиля, так и от граждан других стран — евреев и не евреев, жертвующих деньги на благо различных общественных целей в Израиле.
Все финансовые данные о пожертвованиях и завещаниях, полученных от наследственного отдела в пользу государства, передаются один раз в год в общественный комитет. Комитет публикует информацию для общественности как в прессе, так и в Интернете, и любая некоммерческая организация может подать заявку на получение помощи.
Как распределялись средства за последние годы из данного фонда, я не нашел. На сайте министерства абсорбции они отсутствуют. Но на сайте министерства юстиции – главный апотропус я нашел данные, на какие средства должны пойти деньги в 2022 году. Из них я выбрал только те пункты, которые касаются исключительно репатриантов. Общая сумма составляет 2.625, 439. А теперь посмотрим, на какие цели должны быть израсходованы эти деньги.
— «Расселение репатриантов» – 188.291 шекелей;
— «Расселение репатриантов из России» – 1.188.195 шекелей;
— «Эмигранты из СССР» – 31.359 шекелей;
— «Помощь беженцам – евреям» в Тель-Авиве и в Иерусалиме» – 269.191 шекелей;
— «Помощь в жилье репатриантам – пенсионерам» – 724.919
— «Помощь в жилье – репатриантам» – 44.229 шекелей;
— «Помощь репатриантам» – 10.230 шекелей;
«Помощь репатриантам, нуждающимся в жилье и продуктах» – 29.796 шекелей;
— «Репатриантам из России» – 82.266 шекелей;
— «Репатрианты в бедности» – 17.840 шекелей;
— «Абсорбция репатриантов» – 38.413 шекелей.
Действительно, пойдут ли деньги на помощь алие по назначению? Мы не знаем. К сожалению, у нас есть все основания опасаться, что они не дойдут до пункта назначения. У нас есть также печальный опыт с двумя фондами, и то, что на сайте министерства абсорбции эти данные не публикуются, только усиливает мои опасения. Я также хочу понять, почему алия из бывшего СССР – самая большая в Израиле – получает меньше всех. Меня интересуют, куда исчезли 66.8% средств, которые должны были пойти для «олимовских» организаций. Нам необходима полная прозрачность в этом вопросе, и я требую опубликовать всю информацию и отчетность за последние 10 лет незамедлительно, до выборов.
Давид Фардман. Волонтер организации людей с ограниченными возможностями в Хайфе.
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Общественные интересы волонтера : культура, искусство, борьба за социальные права людей с ограниченными возможностями.
Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.