На прошлой неделе в Берлине отмечали 60-летие со дня подписания Люксембургских соглашений. Вновь говорили о признании ответственности, подписывали новые соглашения о размерах компенсаций пережившим Холокост. Но для одного из членов переговорной группы эти дни стали особенными.
Реувен Мерхав, возглавляющий на общественных началах Исполнительный комитет Клеймс Конференс, приезжает в Берлин каждый год для ведения переговоров с Министерством финансов Германии. Заседания проходят на ул. Вильгельмштрассе, в здании, где когда-то размещался штаб Германа Геринга. «Однажды во время перерыва я решил пройтись и вышел на улицу Вихман – ту самую, где жила моя бабушка. Там я увидел дом: новый угловой дом, в самом сердце района, который во время войны был полностью разрушен», — рассказывает Мерхав. «И мне подумалось: есть большой мемориал Катастрофы европейского еврейства, есть мемориал сожженным книгам на площади Бебельплац. Но здесь, в этом доме, жили три человека. Три судьбы. Кто вспомнит? Пройдет несколько лет, меня и брата не станет. Даже могилы нет. Ничего не останется».
В среду, 14 ноября, во второй половине дня 20 человек собрались у входа в жилой дом по ул. Вихман 10, в берлинском районе Тиргартен, недалеко от того места, где находился бункер Гитлера. Они пришли, чтобы отдать последнюю дань уважения женщине, с которой никому из них не довелось встретиться лично. Она жила в одной из квартир этого дома, до того момента, когда ее отправили умирать в Освенцим.
В мостовую у входа в здание заложили «камни преткновения» – бетонные кубики, на них латунные таблички с именами и биографическими данными людей, уничтоженных в аду Холокоста. Три таких «камня преткновения» установлены теперь у дома 10 по улице Вихман, в память об Эльзе, ее сестре и брате.
Когда Эльзу депортировали в Освенцим, ей было 64 года. Ее дочь репатриировалась в Эрец-Исраэль до Холокоста, но она никогда не рассказывала сыну, Реувену, о судьбе бабушки. «То было поколение молчальников, об этом не говорили. И мы не спрашивали. Информация дошла до нас гораздо позже. Мы нашли бумаги, описывающие, как у них отобрали имущество и лишили всего, и нашли адресные книги, свидетельствующие, откуда они прибыли и куда их направили», — говорит Реувен Мерхав. Несколько месяцев назад, разыскав последний адрес, по которому проживала его бабушка, он отправился на эту улицу…
Музыкант в кипе нарушил тишину грустной красивой музыкой, в то время как Гюнтер Дэмниг, автор проекта «камни преткновения», установил камни в память о бабушке Мерхава, ее брата и сестры. Это лишь малая толика международного мемориального проекта, который воплощается в жизнь уже 20 лет: еще 38 тысяч «камней преткновения» Дэмниг установил, начиная с 1993 года, по всей Европе. «Это не рутина. Каждый такой камень рассказывает о конкретных людях и их судьбах. Одно дело — прочесть в учебнике истории абстрактную цифру шесть миллионов, и совсем другое – увидеть камень, который расскажет историю семьи, историю убийства или депортации», — говорит Гюнтер Дэмниг.
На фото: Гюнтер Дэмниг закладывает «камни преткновения» в мостовую у дома 10 по улице Вихман в Берлине в присутствии Реувена Мерхава и членов его семьи.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.