Йосеф Бау родился и вырос в Кракове, в довоенной Польше. В 1938 году начал учебу в Краковском университете на факультете пластического искусства. Но учебе помешала война.
Во время войны прошел несколько концлагерей. Был в краковском гетто, затем в лагере Плиштин…
И женился на будущей жене Ребекке в лагере, пробравшись в женский лагерь в женском платье.
Они встретились после войны в 1947 году случайно и поженились во второй раз.
В 1950 году приехали в Израиль.
Анимация, графика, картины, рисунки, книги, в том числе, посвященные ивриту — творчество Бау многогранно.
Йосеф занимался созданием рекламы для кино. Почти все известные израильские фильмы тех лет собровождались рекламой, флайерами с его рисунками.
Сегодня в небольшой студии, где работал Бау — музей, с историческими рисунками, документами, с машиной для создания анимации.
Лагерная жизнь, карикатуры, книга на папиросной бумаге. Женитьба.
После гетто их семья: отец, мать, брат Марсель оказались в концлагере Плашов.
В лагере, как я уже писала, Йосеф Бау познакомился и женился на любви всей своей жизни Ривке.
Их свадьба вошла, как эпизод, в фильм Спилберга «Список Шиндлера».
Йосеф Бау и был один из евреев Оскара Шиндлера, благодаря чему и спасся.
В какой-то момент Йосеф и Ривка вынуждены были расстаться. Ведь в то время переводили заключенных из лагеря в лагерь.
В лагере Йосеф Бау писал стихи и делал записи на бумаге от папирос в книжечке с величиной в ладонь, которую прятал в чемоданчике с инструментами. Он иллюстрировал свои записи рисунками из лагерной жизни.
Можно ли назвать их карикатурами, не знаю.
Хотя карикатура не обязана быть смешной.
Я читала записи Бау, в них тоже так много боли. А его письма к Ребекке вообще невоможно читать без слез.
Экскурсию по музею Йосефа Бау в Тель-Авиве в мой единственный приезд туда с журналистами провела Адасса.
А спустя несколько лет мы побывали в музее вновь вместе с младшей дочерью Бау Цлилей в рамках телемоста Хайфа-Харьков-Тель-Авив.
Цлиля родилась уже в Израиле, куда семья Бау приехала в 1950 году. Старшая дочь Адасса родилась в Кракове.
Она была первым ребенком послевоенного поколения «списка Шиндлера».
На экране Бейт-Оле был показан кусочек фильма Спилберга, присланный нам заранее Цлилей и Адассой. В заключительных кадрах Йосеф и Ривка в длинной процессии евреев отдают дань памяти Оскару Шиндлеру, который спас их, и кладут камень на могилу праведника по старой еврейской традиции…
Еще в одном из из кадров запечатлен эпизод, в котором Йосеф — прекрасный художник и график, выживший, благодаря своей профессии, подделывает документы для одного из узников. Будучи прекрасным графиком, во время войны Бау изготавливал фальшивые документы и паспорта, спасая евреев.
Под конец войны Йосеф Бау весил 34 кг. Во время войны он не раз прощался с жизнью, прошел гетто и 3 лагеря смерти и чудом остался в живых.
О том, какие ужасы творились в лагере, Йосеф Бау напишет в одной из послевоенных своих книг.
Рисунки, книги, анимационное оборудование Йосефа Бау можно увидеть в музее, в его бывшей студии на Бердичевски, 9 в Тель-Авиве. Как оказалось, Йосеф Бау не только создавал анимацию, писал книги, но и работал на Мосад, подделывал документы, ведь, повторюсь, он был прекрасным графиком. Поэтому его мастерская по созданию рекламы, анимации служила ширмой для работы на Мосад.
Среди книг, написанных Бау, множество книг, адресованных и «свеженьким», а также вполне опытным олимам. Есть здесь и шуточное руководство для репатриантов.
Сегодня в бывшей мастерской — музей. Музей переживает не легкие времена. То и дело возникают трения по поводу квартиры, в которой расположен музей. Они связаны с тем, что, как сказала дочь Бау Адасса, площадь музея всего 50 м, а нужно не менее 200 по правилам. Кроме того возникают сложности с хозяином собственности.
На видеовстрече звучала и музыка. Берущие за душу еврейские мелодии сыграл в Бейт Оле на скрипке
Игорь Рубинчик.
Цлиля и ее муж Хаим были рады такому подготовленному экспромту в честь Йосефа Бау.
Ведь он хотел купить скрипку и мандалину еще в то время, как его жена Ривка была в положении, но он вынужден был отдать все накопленные деньги на врачей, ведь Ривка после родов впала в кому. Когда родилась младшая дочь, он назвал ее Цлила. Играть на скрипке или мандолине не пришлось, но в доме появилась Цлила. Жена лежала в коме, но Йосеф старался держаться и верил в чудо. Он не позволял домашним и гостям плакать и предлагал гостям спеть для Ривки, в надежде, что она их услышит, шутил.
Потом он купил скрипку, воплотив свою мечту в жизнь и даже научиться играть и на этом музыкальном инструменте, а позже — мандолину.
И в то время, как Игорь Рубинчик играл, Цлиля и ее муж Хаим показали нам скрипку и мандолину Йосефа Бау, которые по сей день хранятся в музее.
Татьяна Климович
Фото автора
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com