В очередной раз довелось убедиться в универсальной правоте профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца».
Помните, обедая с доктором Борменталем, Филип Филиппович предостерегал:
«…Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет…
Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно.
Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе.
Мало этого — понижение коленных рефлексов, скверный аппетит, угнетенное состояние духа».
«Правду» я, правда, на прошлой неделе не читал, а вот ежемесячную программу «На линии огня» телеканала «Euronews» имел неосторожность посмотреть, как раз перед обедом.
Насчет коленных рефлексов ничего не скажу, а вот скверный аппетит и угнетенное состояние духа приобрел – это точно.
Ведущий программы — британский журналист Пол Хакетт – для начала заверил телезрителей, что власти европейских стран осознают масштабы проблемы грядущего возвращения тысяч радикально настроенных европейцев из Сирии и Ирака, где те с оружием в руках постигали и продолжают постигать азы строительства всемирного Халифата.
С 2012 года около 3300 человек, обладающих европейскими паспортами либо видом на жительство, побывали там с этой целью. Более того, по словам Хакетта, в брюссельской штаб-квартире ЕС воспринимают происходящее, как самую большой угрозу безопасности в современной истории Европы.
Старательно избегая называть «радикально настроенных европейцев» джихадистами или исламистами, ведущий предложил трем приглашенным экспертам вместе разобраться, есть ли у нерадикально настроенных европейцев единая стратегия борьбы с «осознаваемой угрозой».
В качестве экспертов выступили представленный как специалист по борьбе с терроризмом глава частного французского сыскного агентства Жан—Шарль Бризар, бывший посол ЕС в Турции и Сирии Марк Пиерини, а также живущий ныне в Лондоне и возглавляющий некий фонд, специализирующийся на предотвращении экстремистской деятельности, бывший боевик афганского «Талибана» Ханиф Кадир.
К слову, если у вас возник скепсис в отношении последнего эксперта, то именно он, в отличие от других, высказывал наиболее трезвые мысли.
В ходе программы было показано интервью с вернувшимся из Сирии гражданином Дании по имени Абдель. По его словам, он дважды отправлялся на «всемирный джихад против дьявола», где провел в общей сложности три месяца.
«Попасть в Сирию было очень просто. Я добрался туда всего за один день», — рассказал он, — «Меня никто не досматривал и ни о чем не спрашивал. Я купил билет на самолет до Стамбула, оттуда на автобусе доехал до приграничного района. Там встретился с людьми, занимающимися переправкой добровольцев. Они помогли мне перелезть через забор. Так я оказался в Сирии».
Любопытно, что этот фрагмент программы демонстрировался сразу после констатации экспертами удручающего факта. С конца прошлого года безрезультатно ведутся дебаты о необходимости заключения соглашения между странами, членами ЕС об обмене информацией о именах авиапассажиров, путешествующих из Шенгенской зоны в Сирию и Ирак и обратно. Принятие этой элементарной нормы профилактики экстремизма заблокировано Европарламентом, поскольку там считают, что это… ограничивает гражданские свободы.
Первый вопрос, которым, казалось бы обязаны задаться эксперты после демонстрации интервью с датским джихадистом, должен бы был звучать так: неужели в Брюсселе не знают, что власти Турции даже не пытаются препятствовать использованию своей территории в качестве транзита исламских боевиков?
Но гостей студии волнует другое: становятся ли исламисты более радикальными после возвращения в Европу с фронтов войны за всемирный Халифат?
Возможно, вы будете удивлены, но двое из трех экспертов полагают, что нет. Жан—Шарль Бризар и Марк Пиерини убеждены, что те, кто вместе с боевиками аль-Багдади участвует в средневековых пытках и казнях, расстрелах безоружных людей, насилии в отношении тысяч женщин и детей, возвращаются в свои европейские дома в большинстве своем «разочарованными увиденным» во время своих ближневосточных «приключений».
Как считают оба эксперта, «Меньшинство боевиков, примерно лишь каждый девятый, вернутся оттуда и всё же попробуют совершить теракты на территории ЕС». Очевидно, 29-летний француз арабского происхождения Мехди Неммуше, расстрелявший в конце мая посетителей и сотрудников Еврейского музея Брюсселя, входит в эту «статистическую погрешность», поскольку незадолго до своего преступления вернулся из Сирии, где принимал участие в боевых действиях на стороне радикальных группировок.
Но эксперты об этом случае «почему-то» не вспомнили. «Невозможно привлечь к уголовной ответственности всех подряд, — в унисон утверждают они. — У вернувшихся оттуда нельзя отобрать паспорта или лишить их гражданства. Однако надо сделать так, чтобы они делились… своим опытом. Это может повлиять на тех, кто хочет поехать в зоны конфликта».
Столь «смелый» вывод эксперты делают на основе откровений всё того же Абделя, который в своем рассказе не преминул сообщить:
«После поездки в Сирию мои радикальные настроения значительно уменьшились. Там меня называли «парнем из Дании». В Сирии я не чувствовал себя дома. Мой дом — Дания. Я датчанин».
Эксперты даже не удосужились предположить, что такие же, как и Абдель «парни из Европы» вступают в ряды боевиков ДААШ вовсе не для того, чтобы любоваться древностями. Тем, кто не участвует в их преступлениях просто отрубают головы.
На вопрос же ведущего к экспертам о том, почему значительная часть мусульман Европы с очевидной легкостью впитывает в себя идеи экстремистов, прозвучал классический ответ европейских «миротворцев»-«импотентов»:
«Экономический кризис в Европе и рост ксенофобии по отношению к мусульманам играют важную роль в сложившейся ситуации. В долгосрочной перспективе имеют большое значение социальная работа и образование».
Даже эксперт-боевик возмутился столь легкомысленной и примитивной оценкой. Так и хочется прокомментировать прозвучавшую «глубокую мысль» словами одного из ныне действующих европейских президентов: «Мы эту проблему решили в узком кругу ограниченных людей».
…А на следующий день после телепрограммы «На линии огня» все мировые информационные агентства разнесли весть о состоявшейся в Люксембурге встрече министров внутренних дел и юстиции стран ЕС.
Министры решали, как следует предотвращать радикализацию и вербовку европейских мусульман. Итогом встречи стала достигнутая между ЕС и крупнейшими интернет-компаниями договоренность о совместных мерах против исламского экстремизма. Google, Facebook, Twitter и Microsoft обещают пресекать размещение джихадистами в сети своей пропаганды и сцен насилия.
Вот и вся стратегия борьбы с «самой большой угрозой безопасности в современной истории Европы»!
Прав был кто-то из великих, сказавший:
«Наивность сильна, она позволяет не задумываться над последствиями».
На этом фоне заслуживает внимания размещенный на днях в Facebook призыв к британским женщинам активно включиться в проведение «Дня против исламского террора».
Для этого им предлагается в обнаженном виде выйти на улицы английских городов и тем самым помочь очистить окрестности от террористов. Авторы призыва убеждены, что, увидев незнакомых обнаженных женщин, исламисты обязательно покончат жизнь самоубийством. Не знаю, возможно, это справедливо только в отношении британских женщин. Но, как бы то ни было, даже, если это фейк, выглядит он гораздо смелее, нежели последние решения евроминистров.
…И все же, не смотрите «Euronews» перед обедом!

Редакция сайта до 2021 года.
Александр Волк на данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo