Хайфский блошиный рынок — моя слабость. В субботу и в воскресенье в старом городе, на дне природного оврага, собираются местные старьевщики. Говорят, что они занимают место с ночи, чтобы оказаться в центре этого экзотического торгового сборища. Ассортимент товаров настолько широк, что перечислить его нет возможности. Иногда даже удивляешься зачем на блошиный рынок приносят вещи, которые никого не могут заинтересовать, но, поди ж ты, угадай что ищет покупатель.
На рынке давно действует своеобразная специализация. Тот, кто торгует старыми вещами, не опустится до уровня продажи посуды или изделий из меди и бронзы. И это понятно. У продавцов есть свои поставщики, которые ежедневно объезжают улицы города и собирают выброшенную одежду, обувь – стирают, гладят, чистят – и вот она уже красуется на развалах блошиного рынка. Цены на эти товары редко поднимаются выше 10-15 шекелей. А покупатели, в основном, филиппинцы.
Очень много букинистов. Издания на русском языке совершили алию вместе со своими хозяевами, а теперь за не нужностью с трудом находят новых хозяев. На иврите ассортимент книг побогаче, но ментальность сабров не позволяет покупать их на блошином рынке. Среди посетителей рынка много туристов – покупают какие — то коробочки, пустые бутылки причудливых форм, кукол с фарфоровыми головками (порой даже с повреждениями), меноры с вековой патиной, подсвечники, археологические артефакты с сомнительной репутацией.
Меня интересуют книги русскоязычных писателей и поэтов, почтовые марки и конверты Израиля. Книги, не изданные в России, а здесь на Святой земле. В них можно прочесть то, что никогда бы не публиковалось в стране Советов – переживания от погромов и антисемитизма, рассказы о заслугах евреев в области науки, техники и искусстве. Книги, эти изданные за счет авторов, несут в себе кристальную правду любви авторов к земле своих предков (правда, попадаются иногда графоманские опусы, но я не хотел бы на них заострять внимание).
Однажды в развалах книг и брошюр на иврите, я увидел скромно изданный, изрядно потрепанный альбомчик «David Vitman 10 piсtures of old Haifa» — 10 картин старой Хайфы». Этот букинистический раритет обошелся в 10 шекелей. Но самое интересное впереди. Захотелось подробно узнать кто такой Давид Витман…
Это оказалось не так — то просто. В списке художников и архитекторов подмандатной Палестины и Израиля Давид Витман не числится. Пришлось по крупицам собирать сведения о нем. Не помогло и предисловие Эфраима Харриса к альбому Д.Витмана. В нем он рассказывает о становлении Хайфы, о первых капитальных сооружениях и жилых кварталов, о стилистике архитектурного облика города. Самому Давиду Витману Харрис посвятил несколько строк, охарактеризовав его как талантливого художника, выставлявшего свои работы в Израиле и во многих европейских странах. О том, что Давид Витман в Хайфе больше известен как архитектор, в предисловии не сказано ничего.
Родился Давид в Будапеште 110 лет назад, в1904 году. С юных лет, отлично владея карандашом и красками, он без труда поступил в художественную академию Будапешта. Но вместе с тягой к живописи, его тяготило желание заняться архитектурой. Поэтому параллельно с занятиями в Академии, он стал учиться на архитектурном факультете будапештского университета. К 1931 году с двумя дипломами художника и архитектора он приезжает в Париж, чтобы продолжить образование в Свободной академии художеств, но уже через два года Давид уезжает в подмандатную Палестину, чтобы применить свои знания в Эрец Исраэль. Давид выбрал для своего местожительства Хайфу и жил там до последних дней жизни.
Чем прельстил его этот город? Своей необычной восточностью. В первые годы пребывания на Святой земле, он не был востребован как архитектор, зато как художник он чувствовал себя здесь великолепно. С блокнотом в руках он бродил по Адару, Ново Шеанану, нижнему городу, вблизи порта и рисовал, рисовал, рисовал. Он запечатлел картины городского пейзажа 40 и 50- х годов прошлого столетия. За шесть десятилетий Хайфа преобразилась. За это время снесено более 2000 ветхих домов. В Вади Сиах осталось немного старых строений — редкие реликты, изображенные в альбоме .В Вади Рушмия вырос громадный торговый центр Гранд каньон…
Только малая часть рисунков вошла в альбом, изданный в Хайфе в типографии Горовица. Других выходных данных, нет и неизвестно в каком году напечатан альбом. Есть маленькая зацепка — альбом посвящен Великому Старику Шабтаю Леви-мэру Хайфы. Альбом издан после смерти Шабтая Леви, но при жизни Давида Витмана. Предположительно между 1957 и 1960 годами.
Шабтай Леви родился в Стамбуле в сефардской семье. Когда ему исполнилось 18 лет, его пригласил в Эрец Исраэль барон Ротшильд, известный американский меценат, много сделавший для евреев Палестины. Первое время Шабтай Леви преподавал турецкий язык в еврейской школе Петак -Тиквы, а затем трудился в различных компаниях и организациях Израиля. В 1905 году он переехал с семьей на постоянное жительство в Хайфу и последующие пятьдесят лет отдал служению этому городу. В 1940 году Леви возглавил хайфский муниципалитет и был мэром 11 лет. Эти годы в жизни города ознаменованы широкомасштабным градостроительством. Сносились старые ветхие дома, а на их месте вырастали новые административные здания, жилые кварталы.
В эти годы и состоялось знакомство архитектора и художника Давида Витмана с Шабтай Леви. Мэру понравился архитектурный почерк проектов Давида Витмана и он предложил ему деловое сотрудничество. В 1939 году в Хайфе архитекторы Б.Орэль и И.Зоар создали проект консерваториана. Первый этаж музыкального колледжа был завершен в подмандатной Палестине и начал действовать, а полностью достройка была заморожена. После создания государства Израиль возникла потребность достройки здания консерваториана. Что-то не устраивало мэра в проекте Орэля и Зоара и он поручил завершить разработку проекта Давиду Витману. Есть рисунок Д.Витмана с его автографом, предполагаемого фасада здания Дома музыки (сейчас он хранится в консерваториане).Улучшенный проект Витмана был принят в мэрии и воплощен в жизнь в1953 году. Вот как выглядит сейчас это здание.
В это же время Витман по заданию мэрии работает над проектом Выставочного зала (Дома художников). Он был построен в 1954 году. На презентацию Выставочного зала был приглашен Марк Шагал. На открытии Дома Художника встретились три художника – Марк Шагал, Давид Витман и Герман Штрук. Марку Шагалу в торжественной обстановке был вручен Ключ от Дома Художника. Сейчас выставочный зал носит имя Марка Шагала. В здании проходят выставки современного искусства Израиля и другие вернисажи.
Последние годы жизни Давида Витмана ознаменованы его активным участием в создании деревни художников Эйн Ход вблизи Хайфы. В 2010 году пожар уничтожил сообщество художников и скульпторов и сейчас оно вновь восстановлено.
Умер Давид Витман в 1962 году.
Ишай Миль
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
Очень интересно!Большое спасибо за статью!