Александр Миль
Двадцать седьмого апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга открылось заседание Государственной думы первого созыва. Среди 497 депутатов было 12 евреев, из них 5 сионистов. Один из них Шмарьягу (Шмария Хаймович) Левин — герой нашего рассказа. За несколько минут до начала заседания первой думы даже произошел казус- в президиум поступила анонимка с предложением избрать Шмарьягу Левина Председателем Думы. Это была злая шутка кого-то из антисемитских депутатов…
Восемьдесят лет назад в Хайфе скончался один из выдающихся деятелей международного сионистского движения Шмарьягу Левин (1867-1935). Родился он в городе Свислочь (ныне Гродненская обл. Белоруссии). Стоит заметить, что евреи — выходцы из Белоруссии внесли столь высокий вклад в сионистское движение в целом и в создание еврейского государства в частности, что этой теме можно посвятить не одну, а целый цикл статей.
После получения среднего образования в Минском реальном училище, 21- летний Шмарьягу едет в Германию, где он продолжает свое образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Через восемь лет с дипломом доктора философии, он решает получить еще одно образование и поступает в высшую школу иудаики. В Россию он возвращается со званием раввина и убеждениями сиониста. Первые два с половиной года Шмарьягу служит казенным раввином (выборная должность в еврейских общинах Российской империи) в родных местах – в Гродно. Затем его приглашают возглавить одну из ведущих синагог Екатеринослава (ныне Днепропетровск). В эти годы главным раввином Екатеринослава был Леви Ицхок Шнеерсон -праправнук по отцовской линии третьего Любавического ребе. В Екатеринославе в те годы жило чуть больше 100 тысяч человек. Из них 39979 евреев. В городе была очень сильная еврейская диаспора. Одиннадцать тысяч евреев были расстреляны фашистами в годы Великой Отечественной войны. И сейчас днепропетровская еврейская диаспора считается одной из самых «крепких» на Украине.
Пять лет рав Шмарьягу Левин возглавлял екатеринославскую синагогу. За это время он дважды участвовал в сионистских конгрессах, которые проходили в щвейцарском Базеле. На шестом конгрессе Шмарьягу выступил с острой критикой в адрес тех сионистов, которые предлагали образовать еврейское государство в Кении и назвать его Угандой.
— Не бывать этому! ,- сказал он — Только в Эрец Исраэль.
В 1904 году Шмарьягу переезжает на жительство в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он деятельно принимает участие в еврейских литературных органах и активно публикует в них свои произведения. Его авторитет среди местного еврейского населения очень высок, что даже губернатор Вильно приглашает его советником по еврейским вопросам. В одной из виленских типографий в 1900 г. Шмарьягу печатает книгу «Исторический очерк развития Виленской еврейской общественной богодельни». Книга с дополнениями переиздается и 1901 году.
Когда в Вильно проходили выборы депутатов в Государственную Думу первого созыва, его единогласно выбрали в этот новый для России правительственный орган.
Как мы уже писали, Дума просуществовала всего 72 дня, но Шмарьягу Левин успел дважды выступить перед депутатами с предложениями о решении ряда еврейских проблем. Боясь преследований со стороны царского правительства после разгона Думы. Шмарьягу Левин уезжает в Германию, где с головой окунулся в общественную жизнь еврейской диаспоры. В тот момент решалась судьба создания в Хайфе Техниона. Шмарьягу вошел в состав правления учебного заведения. Разгорались жаркие споры о языке преподавания в Технионе. Инициатива создания Техниона принадлежала организации Хильфсферейн — Союзу помощи немецких евреев. Некоторые члены правления настаивали, чтобы преподавание велось на немецком языке, так как профессура должна была в Хайфу приехать из Германии, но Шмарьягу настаивал обучение на иврите. Из-за разногласий в вопросе преподавания, в 1913 году Шмарьягу выходит из состава Правления. В Германии в 1899 году Ш.Левин издает свою первую поэтическую книгу «Асара ширим» (Десять поэм».
В годы Первой мировой войны Ш.Левин находится в Америке, где вместе с Ицхаком Берковичем издает еженедельник «Ха Торен». Через пять лет Шмарьягу вновь возвращается в Германию. Здесь он близко сходится с Хаимом Вейцманом, будущим первым президентом государства Израиль и замечательным поэтом Хаимом Бяликом, с которым впервые познакомился на сионистком конгрессе в Щвейцарии. Вместе с Бяликом Шмарьягу создал в Германии издательство «Двир» (ханаанский город-государство). В этом издательстве, в основном, издавались произведения еврейских писателей и поэтов из России, написанных на иврите или переведенных с иврита.
В 1924 году Шмарьягу Левин принимает решение отойти от политики и полностью заняться литературной деятельностью. Он уезжает в Эрец Исраэль . В подмандатной Палестине на английском языке выходят три его книги- «Детство в изгнании»(1929 г.), «Юность в революции»(1930 г.) и «Арена»(1932 г.) . Скончался Шмарьягу Левин в 1935 году в Хайфе.
Память о нем живет в названии улицы на Адаре, а недалеко от города Герцлия, после смерти Шмарьягу Левитна, назвали поселок его имени –Кфар –Шмарьягу (1936 год).
Хайфские знаменитости. Депутат Государственной Думы Российской империи Ш.Левин
Александр Миль
Приложение фото — страница из книги «Государственная дума Российской империи первого созыва». Одна из последних фотографий Шмарьягу Левина, фото улицы Шмарьягу Левин на среднем Адаре.
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа