Haifa Хайфа חיפה
Хайфа столица Севера страны и третий по величине город Государства Израиль, расположенный на территории в 290.000 дунамов (65 кв.км.). Население города, составляющее более 270.000 человек, включает в себя представителей трех религий и образует модель сосуществования и сотрудничества. В Хайфе проживают выходцы из почти 100 стран мира, в том числе и большая русскоязычная община, более 65.000 человек, репатриантов из стран СНГ.
Город представляет собой неповторимое сочетание лесистых горных участков, плавно спускающихся к голубому заливу, и приморской полосы, раскинувшейся с северо-востока до юго-запада. Все это создает захватывающий дыхание панорамный вид, уникальные природные участки и интересную структуру сплетения жилых и горных районов города, позволяющих сохранить своеобразие средиземного климата и флоры.
Хайфа имеет особое топографическое строение. Нижний город и порт представляют собой деловой и офисный центр. Средняя часть города Адар — Кармель, является торговым районом Хайфы. На вершинах горы Кармель расположены центры развлечений и покупок, а также престижные жилые районы и гостиницы. Приморская полоса включает в себя самый большой порт Израиля и оборудованную систему пляжей и отдыха, работающую круглый год.
Хайфа крупнейших культурно-просветительный центр, здесь расположены Университет и Технион, а также десятки других общеобразовательных и специальных учебных заведений. В городе работает десяток музеев, театральные и эстрадные залы, зоопарк, кинотеатры, практически во всех районах города действуют общественные культурные центры и библиотеки.
Хайфа является крупнейшим промышленным и торговым центром. В северной части города, в промышленной зоне, действует сотни больших и малых предприятий, от таких как, гигант израильской индустрии завод по переработке нефтепродуктов, до мелких цехов по производству товаров народного потребления. На южном въезде расположились, флагманы израильского хайте-ка, предприятия по выпуску программного обеспечения, медицинского оборудования, точных приборов и десятки других научно-производственных центров. В городе работает сотни магазинов и торговых центров, а так же несколько крупнейших каньонов.
Существование древнейшего поселения на месте нынешнего города учёные определяют ХIV в. до н.э. В эллинистический период, а затем в римскую эпоху, здесь размещалось несколько поселений: на территории холма Шикмона (рядом с Институтом исследований моря), Кастра (недалеко от здания Дворца конгрессов и выставок на южном въезде в город) и Хайфа, находившегося на территории нынешнего района Бат-Галим. Первое письменное упоминание о городе мы находим в Иерусалимском Талмуде, где говорится об известном еврейском мудреце рабби Авдими из Хайфы, жившем в III в. н.э.
В III столетии н.э. Хайфа – небольшое поселение в провинции Иудея (а позднее Палестина) на территории Римской империи. Затем – византийское владычество, а начиная с 30-х годов VI века здесь хозяйничают дамасские, багдадские, египетские правители. В 1100 г. в ходе I Крестового похода её захватывает «воинство Христова» во главе с легендарным рыцарем Танкредом. В начале ХIII века здесь рождается орден кармелитов – единственный, основанный христианами на Святой Земле. Крестоносцы с переменным успехом удерживают город до оккупации Палестины в конце ХIII века тогдашними властителями Египта – мамлюками. При этом Хайфа была ими в полном смысле слова стёрта с лица земли. С 1516 г. Хайфа – маленький бедный поселок на территории Палестины –становится частью Османской империи.
В начале ХVIII века в Тверии и ее окрестностях правил бедуинский шейх Даар эль-Омар, который решил превратить Хайфу в портовый центр. В 1761 г. он разрушил старый город, находившийся в районе современной больницы Рамбам, и построил новый в наиболее защищённом и удобном месте, близ перекрёстка важных дорог. Поселение было обнесено стеной в метр толщиной и 4,5 метра высоты. В город вели двое ворот – западные «Яфские», от которых начиналась дорога в сторону города Яфо (нынешний проспект Дерех Яфо), и восточные «Аккские» (недалеко от мечети Эстаклаль). А на горе, над окруженным стенами городом на морском берегу, возвышалась крепость, в которой, в случае опасности, можно было спокойно переждать неприятельскую осаду.
В 1766 г. был основан хайфский порт – второй после аккского в «государстве» предприимчивого шейха. Порт, защищенный от ветров горой Кармель, особенно эффективно действовал в зимнее время. С этих пор Хайфа начинает развиваться и как город торговый.
Осенью 1798 г. именно в Хайфе начал своё путешествие по Земле Израиля один из духовных вождей хасидизма рабби Нахман из Брацлава. Можно только предполагать, что чувствовал, оказавшись у подножия Кармеля, этот человек, прадед которого (как утверждала молва) получал чудесные откровения от самого Илии-пророка. Впоследствии ребе рассказывал своим ученикам, что, как только он ступил на Святую Землю и прошёл расстояние в четыре локтя, свершилось всё, к чему он стремился всю свою жизнь. «Я достиг исполнения всей Торы, – говорил он. – Если бы меня даже продали исмаильтянам в дальние страны, где не живут евреи, и если бы я даже не знал, когда суббота и когда праздники, и не было бы никакой возможности исполнять заповеди, всё же я смог бы воплотить в жизнь всю Тору».
Весной 1799 г. Хайфа служила тыловой базой для осадивших Акко войск Наполеона.
Существенные изменения начали происходить в городе в ХIХ веке. Свой новый монастырь строят здесь монахи-кармелиты, что способствует резкому притоку в Хайфу христианских паломников. Немцы- темплеры основывают здесь своё поселение, существование которого оказало огромное влияние на развитие города. Но самым важным для Хайфы событием стало строительство нового порта. Необходимость в нём появилась в связи с резким увеличением числа православных паломников, устремившихся на Святую Землю после окончания русско-турецкой войны 1853-56 гг. И уже в 1859 г. российское (царское) правительство получает от оттоманских властей эксклюзивное право на возведение на сирийском (так эти места назывались в те времена) побережье Средиземного моря нового морского порта. И выбирают для этой цели именно Хайфу. И вскоре, вложив в это дело три тысячи фунтов стерлингов, по проекту инженера Фироти, уроженца острова Сардиния, россияне строят 30-метровую пристань. С этого момента в Хайфе появляется порт, который способен принимать современные крупные суда, в отличие от мелководной гавани своего извечного северного соседа-соперника Акко. Именно тогда было внесено изменение и на географических картах Ближнего Востока: переименование залива Аккского в залив Хайфский.
В 1905 г. экономическое положение Хайфы ещё более укрепилось после её присоединения к линии Хиджазской железной дороги Стамбул-Дамаск-Медина, когда большая часть товаров из Аравии начала поступать в Хайфский порт. Все это способствовало и увеличению в Хайфе еврейского населения, прибывавшего из европейских стран. Высшей точкой этого процесса стало основание в 1912 г. первого на Ближнем Востоке высшего технического заведения – Техниона.
23 сентября 1918 г. Хайфа была освобождена от 400-летнего турецкого владычества английскими войсками. И именно этот город с населением порядка 20 тыс. человек (из которых не более 3 тыс. составляли евреи) британские власти решили превратить в главный промышленный центр подмандатной Палестины. В 1919 г. открывается железнодорожная линия, соединившая Хайфу с югом страны. В 1934 г. завершается строительство нового порта, что резко улучшило экономическое положение города и превратило его в морской центр международного значения. Через пять лет была завершена прокладка к терминалу хайфского порта нефтепровода из Ирака к Средиземному морю, а также строительство крупного нефтеочистительного завода на севере от города. Это способствовало развитию новых отраслей промышленности – стекольной, кирпичной, цементной, нефтехимической, металлообрабатывающей. И как следствие – рост населения, в первую очередь еврейского, что неоднократно становилось поводом для резких столкновений на национальной почве. А это приводит к созданию в городе автономного еврейского квартала –Адар а-Кармель.
В результате принятия ООН резолюции о разделе Палестины в ноябре 1947 г. Хайфа оказывался на территории еврейского государства. К тому времени население города составляло 128 тыс. человек, из которых 66 тыс. составляли евреи. 21-22 апреля 1948 г. после ухода из Хайфы британских войск отряды еврейской самообороны в ходе непродолжительных боев взяли город под свой контроль. Тысячи хайфских арабов отказались признать новую власть и, подчиняясь приказам своего руководства, бежали в соседние страны.
После провозглашения Независимости Государства Израиль в 1948 г. в Хайфе проживало около 100 тыс. человек, из них 97% были евреи. К 1967 г. количество жителей в городе выросло до 210 тысяч, и он был вторым по населению в стране. За эти годы в городе появился университет, в районе Наве-Шеанан построен новый студенческий городок для политехнического института – Техниона, открыто несколько музеев, проложен подземный фуникулёр «Кармелит», продолжилось развитие северной промышленной зоны, а на южном въезде появляются первые предприятия высоких технологий.
70-80-е годы, однако, оказались для Хайфы поистине временем «застоя», так как строительство современного порта в Ашдоде отвлекло туда часть грузовых и пассажирских судов, пребывающих в Израиль, а некоторые промышленные предприятия начали переводить свою деятельность в Галилею.
В начале 90-х годов в связи с массовой эмиграцией десятки тысяч новых репатриантов из бывших республик Советского Союза выбрали именно этот город местом проживания на своей исторической родине. И именно это обстоятельство явилось решающим фактором для резкого увеличения экономического, научного и культурного потенциала «северной столицы» страны.
Сегодня Хайфа – третий по населению город Израиля, в котором проживает более 270 тыс. жителей, его площадь составляет около 65 кв. км. Это один из крупнейших промышленных центров страны, важный порт. В городе действует университет, политехнический институт, несколько крупных научных медицинских учреждений. Отличительной чертой Хайфы является её традиционная толерантность, благодаря которой в городе бок о бок мирно сосуществуют представители многих национальностей и религиозных конфессий.
Фото Алон Дреерман
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.