Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Елена Кочина. Мой Иерусалим

Елена Кочина. Мой Иерусалим

У каждого города есть свой запах и цвет и те неповторимые ощущения, которые он вызывает. Иерусалим всегда дарил мне чувство свободы, простора, трепета и особости, а также восхищения от мысли , что, как выразилась когда-то моя дочь, еще будучи школьницей:
 
Хоть сменились поколения, но до сих пор
Те же звучат моления врагам наперекор.
Те же звучат моления в тебе и во мне
О нескончаемых жертвах в воде и огне.
В том месте, где сегодня наши ноги стоят,
Стояли раввины столетья назад.
В единое общество на море и суше
Особым образом слились наши души.
(Перевод на русский с иврита Азриеля Вайсмана)
 
В течение десяти лет ежемесячно я приезжала в Иерусалим на семинар, и к институту рава Штейнзальца специально шла пешком, чтобы на целый месяц вобрать в себя духовную неповторимость этого города .
Иногда сам рав Штейнзальц давал нам уроки, покуривая свою знаменитую трубку: «Иерусалим расположен в таком особом месте, через который проходит духовный и физический разлом привычного миропорядка. Любой геолог знает, что природные богатства таятся в разломах земной коры. Из этих разломов мы их извлекаем. Иерусалим — духовная сокровищница мира. Это колодец, из которого мир черпает живую воду духовности. Именно потому, что в Иерусалиме соприкасаются разные миры, в нем ничто не происходит по тем же законам, что в других местах. Всякое событие, даже самое незначительное, приобретает здесь особую важность и многоплановость, и последствия его бывают удивительными, превышающими наше разумение.»
 
Вчера вечером 28 ияра наступил самый новый еврейский праздник — День Иерусалима, Йом Иерушалаим, который был провозглашен после Шестидневной войны 1967 г. (5727 г.) Тогда, именно 28 ияра, в четвертый день войны, еврейские воины освободили Старый город Иерусалима — а вместе с ним Храмовую гору и часть окружавшей ее стены — Западную стену (Стену плача).
До этого дня целых 19 лет после возникновения государства Израиля иорданцы, контролирующие Старый город, в нарушение соглашения не давали израильтянам даже приблизиться к еврейским святыням. Теперь это стало возможным, и евреи плакали от счастья. Исламские лидеры были разгневаны установлением еврейского контроля над всем Иерусалимом и только после этого объявили его третьим священным городом мусульман. Опомнились! Все то время с 1948 по 1967 годы, когда они контролировали Старый город, только один арабский лидер — король Марокко Хусейн — посетил его.
 
Кто и когда построил Иерусалим, неизвестно, но сам город на этом месте существовал давно, и первые упоминания о нем относятся к 19 — 18 вв. до н.э. в египетских закланиях вражеских городов. Евреев тогда еще не существовало, хотя наш праотец Авраам уже начал свой путь по земле, которую ему указал Всевышний. Авраам назвал это место «Ирэ» — «Господь усмотрит». Мидраш «Берешит раба» 46: 10 рассказывает, что Шем, сын Ноаха, и прародитель и учитель Авраама (Авраам — десятое поколение от Шема) звал это место «Шалем». Всевышней не хотел обижать праведных людей: ни Шема, ни Авраама , — поэтому город получил имя «Иерушалаим» — так, как они оба его называли, — «Господь усмотрит мир, цельность, благополучие».
 
Когда же Иерусалим стал еврейским? Любопытно, что в книге «Шофтим» представлены две версии. В первой главе этой книги мы читаем в восьмом параграфе: «И воевали сыны иудейские против Иерушалаима и взяли его огнем и мечом». Однако в девятнадцатой главе, которая повествует о трагической истории наложницы одного левита, об Иерусалиме говорится, как о городе чужих. На самом деле, город стал нашим в 1004 г. до н.э., когда его завоевал царь Давид. Об этом написано во второй книге Шмуэля 8: 6-11: «И взял Давид крепость Цийон….. и поселился в этой крепости и назвал ее городом Давида, и обстроил ее кругом…» Но Давид не только завоевал Иерусалим, он еще и купил землю. В Берешит Раба 79:7 написано: «Сказал раби Юдан, сын раби Симона: «Это одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они — чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа в Шхеме….»И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот» (Диврей аямим 1: 21 — 25).
 
Царь Давид перенес столицу своего царства из Хеврона в Иерусалим. На это у него были свои соображения. Он значительно расширил границы Страны и понимал, как важно единство народа для сохранения государственности. Иерусалим был стратегически хорошим местом. Теоретически это город относился к наделу Беньямина, но на деле не принадлежал ни одному из колен. Это была нейтральная территория. Город находился между двумя крупными частями Эрец — Исраэль: южной (колена Иегуды и Шимона) и северной (все остальные). Природные условия давали возможность снабжать город водой (Гихон — самый крупный источник в Иудейских горах) и служить крепостью от врагов (город Давида со всех сторон окружен глубокими оврагами). И хотя все географические преимущества оказались временными, тем не менее Иерусалим навсегда остался столицей нашего народа!
 
В скрипок и арфы молениях,
В звучании органа с небес,
Хоть сменились поколения,
Но этот образ не исчез.
И так звучат в тебе и во мне
Неисчислимые жертвы в воде и огне.
До сих пор звучит
В тебе Иерусалим…
 
Звучит и будет звучать! Народы мира начали признавать Иерусалим столицей Еврейского Государства!
 
Приглашаю желающих ответить на вопросы викторины.
1. Сколько ворот в Старом городе Иерусалима?
2. Через какие ворота вошли в Старый город еврейские освободители?
3 .Через сколько ворот нельзя войти в Старый город?
4. В каком году в последний раз евреи отвоевали Стену Плача?
5. Сколько лет Иерусалим является столицей Израиля?
6. Сколько у Иерусалима названий и какие Вы знаете?
 
Елена Кочина
Фото Татьяна Климович