http://il24.ru/israel/1225-dva-mesyaca-v-izraile-uchite-ivrit-shura.html
…И все-таки я дома!
Правы, на сто процентов правы те, кто утверждает: попав в Израиль, еврей, пусть даже русский еврей, ощущает себя как дома.
Вглядываясь в силуэты ханаанских холмов из окна съемной квартиры, я действительно до сих пор не верю, что приехал на другой континент.
Каждодневно соприкасаясь с израильской реальностью, я вновь вижу родную «нэньку-Украину» с ее бедламом и хаосом, но уже на израильской земле.
Главными «реконструкторами» Украины в Эрец-Исраэле являются местные чиновники,
хамские и бездушные.
Признаюсь, никогда не ожидал, что «родные» исполкомовские морды, испоганившие миллионам людей жизнь ТАМ, сядут в уютные чиновничьи кабинеты ЗДЕСЬ, на Ближнем Востоке, и продолжат калечить наше настоящее и будущее.
Главное их гнездо в стране – это, безусловно, Министерство абсорбции.
Учреждение, призванное помочь репатриантам, адаптировать их в новых условиях, по сути, является министерством по борьбе с репатриантами. Оно – главный инструмент дискредитации Израиля в глазах новоприбывших.
По всей вероятности, главным прототипом и объектом для подражания при создании Минабсорбции стали украинские «центры занятости». Такие конторы существуют в каждом украинском городе с огромным штатом и зданиями по несколько этажей.
Человек, пытающийся найти работу через эти «центры», никогда не найдет ее. Таких людей в Украине попросту нет, хотя официальные отчеты звучат бодро и оптимистично.
Единственная функция центра состоит на самом деле в том, чтобы на счет безработного было переведено в течение 9 месяцев положенное государством пособие. После чего он опять пополняет армию безработных. По ходу ему, конечно, предлагаются какие-то бессмысленные курсы переобучения без гарантии трудоустройства. Во время этих курсов, продолжающихся несколько месяцев, «клиент» не имеет права нигде работать.
Почему я уделил так много времени описанию работы этой бессмысленной украинской конторы? Да потому что это в чистом виде модель работы израильского министерства абсорбции, неспособного объяснить репатрианту его «дорожную карту», сказать, что он должен делать пошагово, чтобы как-то состояться в Израиле. Возможно, никакой «дорожной карты» попросту нет, и сказать им мне попросту нечего.
Важным и неотъемлемым довеском этой чиновничьей системы являются мэры и депутаты. Они, как и в Украине — «небожители» и люди первого сорта, достучаться до которых и добиться их человеческой реакции, помощи или сострадания простому избирателю невозможно и нереально. Эти «небожители» представляют некие партии, партии такие же виртуальные и нереальные как и в Украине. По сути, это брэнды, использующиеся раз в пять для оформления во власти «уважаемых» людей, от которых избирателям ни жарко, ни холодно.
Израильские партии имеют, конечно, свои названия, но аналогии с Украиной просматриваются определенно и здесь.
«Ликуд» — это, безусловно, Блок Порошенко, поэтому лучше было бы его переименовать в Блок Нетаньяху.
«Наш дом – Израиль» — это Партия регионов. Когда-нибудь в Киеве, на Майдане незалежности, я уверен, Партии регионов поставят памятник, ведь эта политсила десять лет водила за нос русскоязычный восток Украины, якобы представляя его интересы, а на самом деле сливая русский протест в сточную яму в угоду официальному Киеву.
Такой же памятник нужно ставить в Иерусалиме Авигдору Либерману и Софе Ландвер – этим трижды почетным израильским «регионалам» и «защитникам» русских людей Израиля!
Правда, с каждым днем делать им это все труднее, ведь многие задают себе и другим нехорошие вопросы. Да уж, околпачивать этих «проклятых русских» становится непросто. Впрочем, с учетом своей небогатой жизни в Израиле, я готов, если НДИ меня попросит, пригласить сюда, на землю обетованную, какого-нибудь именитого «регионала», прячащегося в Москве или, наоборот, заседающего в киевской Раде, с циклом лекций о том, как правильно и долго водить за нос «русских».
Ну и, наконец, партии ортодоксального и ультраортодоксального толка. Вот это поистине уникальное израильское явление, не имеющее примеров ни в России, ни в Украине. Хотя, если порыться в глубокой памяти, то их аналог можно отыскать еще в Верховном Совете СССР – это в чистом виде депутаты от Чукотки.
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» РЕПАТРИАНТА ИЛИ «УЧИТЕ ИВРИТ, ШУРА, УЧИТЕ!»
Горемычная судьба сотен тысяч русских евреев, их неустроенность, а кое-где и преждевременная смерть на производстве, объясняется израильскими чиновниками просто: они не выучили иврит… Оказались ну то ли неспособными, то ли ленивыми. Вместо того, чтобы выштудировать этот «простой язык», «глупые люди» (а «глупые люди» — это в большинстве своем люди с несколькими учеными ступенями) с дури сунулись на тяжелые и опасные производства и загнулись там. А вот если бы упорно занимались на языковых курсах, то сделали бы в Израиле карьеру буквально по Высоцкому: «вот был ты, скажем, дворником – родился вновь прорабом, а после из прораба до министра дорастешь».
«Дорожная карта» репатрианта, о которой сбивчиво и неуверенно рассказывают чиновники Минклиты, предлагает репатрианту следующий сценарий:
1) 5 месяцев ульпана «алеф» — сдача экзаменов — получение диплома;
2) ульпан «бэт» (??? месяцев);
3) профессиональные курсы – получение новой профессии (??? месяцев).
Никто не говорит, насколько затянется весь этот процесс, — месяцы или годы. Главное, учись! Ах, у тебя после 6 месяцев и окончания саль клиты будет нечем оплатить аренду квартиры и захочется покушать? Тогда, ищи вечерние подработки.
А вот она, другая реальность. В июле, в моем городе проживания Ор-Акиве, закончился вечерний ульпан «алеф». Но завершился он не экзаменами и получением диплома.
Процесс обучения, затянувшийся на 10 (!!!) месяцев, завершился тем, что ульпан в городе закрыли, не вычитав положенных 500 часов. Причина банальна: из 32 человек, начавших учить иврит, через 10 месяцев в ульпане остались лишь 8. Теперь ульпан предполагается открыть в соседней Хадере, возможно, в сентябре. Итак, по происшествии года репатриант не прошел даже первой ступени своего пути.
Или уже мой пример. В июле для репатриантов из Ор-Акивы начался дневной ульпан в Хадере. Из тех немногих семей, что прибыли в Ор-Акиву за последние полгода, изъявили желание учиться только мы с женой. Другие семьи, ожидавшие с момента приезда зимой полгода (!!!) открытия ульпана «алеф», к этому моменту, естественно, глубоко забили на него и уже где-то трудоустроились. У людей аккурат к открытию ульпана уже закончилась корзина, и у них не остается никакого выхода, кроме как идти зарабатывать на съем жилья и кусок хлеба. А как же совмещать учебу и работу? Да никак! Никаких вечерних подработок в маленькой Ор-Акиве не существует в принципе, желающим трудиться предлагаются 9-10 часовые смены на заводах в промзоне Ор-Акивы или Кейсарии. Вот и все. Вот вам и вся абсорбция.
Но даже с учетом репатриантов Хадеры и Кейсарии мой июльский ульпан не набрал достаточного количества человек для полноценных занятий (5 раз в неделю). Я отзанимался месяц, за который мы выучили алфавит и ряд выражений.
Однако по окончании месяца учебы я так и не узнал, как будет на иврите «лево» и «право», «сколько стоит» и «как пройти».
Не в обиду преподавателям иврита, людям, безусловно, приятным и душевным, будет сказано, что методика преподавания у них отсутствует как таковая. Сомнительно, что такие ульпаны способны дать какие-либо языковые навыки.
В августе ульпан «ушел» отдыхать, а на прямой вопрос: когда же будут вычитаны необходимые 500 часов, в Минабсорбции промолчали. По моим подсчетам, если случится чудо, и группу доберут до 20 человек, ульпан «алеф» завершится концом февраля. Но в Израиле, как показывает мой опыт, чудес не случается, поэтому я также оказываюсь в числе тех «глупых» людей, которые бросают ульпан и идут зарабатывать на аренду жилья и кусок хлеба.
Но я не горюю по этому поводу ничуть. За время своей работы на заводах (это привет тем, кто в комментариях пишет о том, как я здесь «колбасно» отдыхаю) мне довелось увидеть не одного и не двух людей, которые пошли тем путем, который предлагали им в Минабсорбции: окончили все ульпаны и курсы, получили новую профессию, но не проработали на ней ни дня, поскольку попросту не нашли работу по этой «перспективной» предложенной министерством специальности. Они – в том же цехе, что и я, на те же 25 шекелей в час, с хорошим знанием иврита и… полным отсутствием перспектив.
Так что если вы потеряли билет «Спортлото» —
вы ничего не потеряли!
Тотальное кумовство и блат в Израиле, прием на престижную и непыльную работу только «своих», только родственников и хороших знакомых, делают в корне невозможным устройство репатрианта без связей здесь. Глубокое знание иврита никак и нигде не поможет «оле хадаш»: этого не оценят и в любом случае он пойдет на черную и неблагодарную работу. Безусловно, иврит стоит учить, но исключительно из уважения к памяти наших патриархов Авраама, Исаака и Иакова, говоривших на этом святом языке – языке Торы. В повседневной жизни вам куда лучше пригодится русский мат.
Многомесячное корпение над учебником в ульпане (который, нам, кстати, так и не выдали) точь-в-точь напоминает титаническую и бессмысленную работу Шуры Балаганова по распиливанию «золотых» гирь.
При этом неотъемлемым атрибутом этой картины является тот же самый Паниковский, но уже в обличии чиновника Минабсорбции,
менторски твердящегося:
«пилите, Шура, пилите…».

Редакция сайта до 01.11.2025
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo