Главная / Новости / НОВОСТИ КОЛЛЕГ. «ИЗРУС». Яков Кедми : Барак хотел исправить в России то, что испортили Нетаниягу и спецслужбы

НОВОСТИ КОЛЛЕГ. «ИЗРУС». Яков Кедми : Барак хотел исправить в России то, что испортили Нетаниягу и спецслужбы

Экс-директор «Натива» Яков Кедми впервые в деталях поведал о «российской кухне» Эхуда Барака, Биньямина Нетаниягу и Ариэля Шарона в тот период, когда сам еще являлся одной из ключевых фигур в отношениях Иерусалима и Москвы.

Яков Кедми в 1992-99 годах занимал пост директора правительственного Бюро по связям с русскоязычной еврейской диаспорой «Натив». При этом во второй половине 90-х он являлся одной из ключевых фигур в отношениях Израиля с Россией. Это произошло как в силу его личных качеств, и знания местной специфики с обеих сторон, так и его связей с представителями истеблишмента в Москве и Иерусалиме. Он негласно занимался организацией визитов израильских министров в Росси, и уже тогда познакомил некоторых из них с Владимиром Путиным. Именно Яков Кедми «натаскивал» нынешнего главу оборонного ведомства по российской тематике, он же готовил его первый визит в Москву, состоявшийся в августе 1999 года — менее, чем через месяц после вступления Эхуда Барака в должность премьер-министра.       

Господин Кедми, Вы готовили первый визит Эхуда Барака в Москву, когда он был еще новоиспеченным премьером. Расскажите об этом.
Когда Барак только начинал свои первые шаги как глава правительства, он поинтересовался моим мнением о России. Я тогда уже не был на службе и мог говорить совершенно свободно ( Кедми ушел с поста директора «Натива» в апреле 1999 г., а Барак вступил в должность премьера в июле ). Я ему сказал, что один из первых визитов должен быть в Россию, и что не стоит откладывать это в долгий ящик. Свой ответ я обосновал тем, что после убийства Рабина ( 1995 г. ) отношения с Россией ухудшились.

Из-за чего?

Это произошло по инициативе Израиля. На премьер-министра Нетаниягу ( 1996-99 гг. ) оказывало сильное давление разведывательное сообщество, которое по невежественности и неграмотности утверждало, что именно Россия дает Ирану возможность создать ядерное и ракетное оружие. Я был против этой концепции, считал ее неправильной и непрофессиональной, но проиграл. Кроме того, Нетаниягу считал, что все, что ему надо от России, он добьется в Вашингтоне, и потому на Москву нечего тратить время. Хотя на конфронтацию он все же не шел, и дважды посетил Москву, хотя толку от этих визитов было мало, скорее наоборот. Он много обещал, ничего не выполнял, и многих разочаровал.

Все члены израильского руководства разделяли этот подход?
Большинство, но не все. Ариэль Шарон был тогда министром иностранных дел ( 10.1998 — 07.1999 ), и он обратился ко мне с вопросом: как можно наладить сотрудничество с Москвой, как можно провести мосты? Он тогда был непопулярной фигурой, ему помнили резню в Сабре и Шатиле в 1982 году, и большого простора для маневра у него не было. Кроме того, Нетаниягу полностью покрывал американское направление, и соваться туда не было смысла. Вот Шарон и решил обратить свой взор на Москву, и потому я помог организовать его поездку в Россию, где он познакомился, по моей инициативе, с тогдашним директором ФСБ Владимиром Путиным ( Шарон в качестве главы МИД посещал Москву в январе и в апреле 1999 г., до того — в июне 1997 г. в качестве министра инфраструктур, тот визит так же организовывал Кедми ). Визит Барака в Москву в августе 1999 года был прямым продолжением деятельности Шарона. Он понял, что надо исправить те отношения, которые установились во время правления Нетаниягу, и попросил меня посодействовать в организации визита, что я и сделал. Там он встречался с президентом Ельциным и премьер-министром Степашиным.

И как отнеслись к этому решению в Израиле?

Крайне негативно, как в МИД, так и в окружении самого премьера. Прежде всего им не понравилось, что он послушал моего совета, да и почему визит в «эту Россию» является вторым, после США? Почему не в Европу? Таков был подход, как спецслужб, так и профессиональных дипломатов. У самого министра иностранных дел ( тогда эту должность занимал Давид Леви ) не было никакой концепции касательно России… Он, вообще, был «ни рыба ни мясо».

Как прошли встречи Барака в Москве в 1999 году?
Встречи прошли нормально — прорыва не было, но сам факт этой поездки был, на мой взгляд, довольно важным. Впрочем, уже тогда я сказал ему, что вскоре все изменится. После встречи с тогдашним премьером Сергеем Степашиным мне было понятно, что у того осталось несколько недель, максимум — месяцев, после чего его снимут с поста. Так оно и случилось ( Степашин был снят с поста премьер-министра через несколько недель после визита Барака ). И после начала «эпохи Путина» канцелярия Барака, как и его советники, все силы приложили к продвижению других направлений. Существенно развить начинания Шарона не удалось, и Россия была отодвинута на второй или даже третий план. В последующие годы отношения между странами продолжались в стиле «вялотекущей шизофрении». Были встречи, контакты, разговоры, были взаимные комплименты, но практических и реальных сдвигов не было.

В 2001 году Шарон вернулся триумфатором и возглавил правительство. Возобновил ли он свою активность на российском направлении?
Нет. Он, как и все премьер-министры, направил практически все усилия на дружбу с Вашингтоном. К очень многому из того, что он инициировал в своей «допремьерской» жизни, он стал относиться либо прохладно, либо отрицательно. Шарон считал, что конъюнктура поменялась.

Как вы оцениваете нынешний визит Эхуда Барака?

Я не знаю, что из него выйдет, но рассматриваю это как правильный шаг в нужном направлении. Вопрос, будет ли продвижение потом… Важно еще и то, что Барак приезжает по согласованию с премьер-министром Нетаниягу, чем дает понять российскому руководству — мы настроены серьезно. Думаю, Путин его принимает именно поэтому. В России хотят сближения. Подписан договор ( о военном сотрудничестве ), это хорошо, но вопрос заключается в том, останется ли он лишь на бумаге, или обе стороны действительно серьезно намерены пойти друг другу навстречу? На него я ответить пока не могу.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан