Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Феликс Славутин. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Феликс Славутин. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

 

Этот извечный Гамлетовский вопрос я хочу сегодня отнести не к отдельному человеку, а к целому народу и государству. Да, к нашему еврейскому народу и к нашему еврейскому государству Израиль. И к этому вопросу хочу добавить: «Если быть, то быть каким?»

  1. Религия и образование

Если исходить из концепции избранности нашего народа Богом, то еврейский народ должен быть образцом для других народов. Бог, вручив Скрижали Ветхо-го Завета Моисею, хотел воспитать народ в духе Заповедей. Исполнение этих За-поведей должно было сделать человека кристально чистым, и весь народ дол-жен был стать образцом для подражания. Но даже 40 лет блужданий по пустыне, когда выросло по крайней мере два поколения, не знавших рабства, не смогли до конца решить поставленную Богом задачу.

И это естественно, так как развитие природы происходит в соответствии с действием Закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому совершенс-твование Человека и Общества является процессом бесконечным, так как отсут-ствие отрицания приводит к остановке развития. Именно поэтому и создание идеального коммунистического общества относится вероятно к несбыточной мечте, к области фантазии и веры. Но без веры нельзя жить. Всегда должны существовать идеалы, к которым нужно стремиться.

Я познакомился с одним очень интересным человеком, раввином из Израиля.

Он знаток нескольких иностранных языков. До 65 лет был профессором Университета, преподававшим эти языки. По своим взглядам он пожалуй относится к прогрессивному  течению в Иудаизме. Но соблюдение Заповедей позволило ему сохранить здоровье, работоспособность и доброжелательность. В своём возрасте он сохранил красивые крепкие молодые зубы, доброжелательнные глаза и  улыбку. Его крепкому рукопожатию можно позавидовать. Похоронив жену, он вырастил детей. При всех постигших его несчастьях он сохранил стремление жить и работать. Вырастив детей, этот человек женился  на репатриантке из Украины, у которой было двое детей. Старший сегодня служит в армии, младший девятилетний Давид помогал ему во время богослужения. Вторая жена моложе

раввина лет на 25, но вся семья производит очень приятное впечатление любя-щих дружелюбных людей. Мне кажется, что этот пример может служить ответом на вопрос скептиков: «Нужен ли Иудаизм, нужно ли верить и исполнять данные Богом Заповеди?»  Я уроженец Ленинграда, воспитанный в духе атеизма, при-хожу в синагогу на пятничное богослужение. Присутствие на службе меня успокаивает. Красивый голос кантора, атмосфера самого богослужения помогает часто преодолеть состояние нервозности, так часто проявляющееся в эмиграции.

Но отдавая дань уважения истинно верующим евреям, безусловно признавая заслуги носителей веры в сохранении нашего народа и его культуры, в создании государства Израиль, в создании и сохранении поселений на святых землях, во внедрении в сознание людей здорового образа жизни, нужно вспомнить изречение: «Богу богово, а Кесарю кесарево». Новая история показала, что дееспособное государство не может благоприятно развиваться как государство теократическое, скованное застывшими религиозными догматами. Мало того. В сегодняшних условиях развития демократических государств таких как США, Великобритания, Франция, Германия и многие другие, где религия отделена от государства, религиозные конфесии для привлечения верующих вынуждены менять формы своей деятельности, отходя от устоявшихся форм, привлекая паству не

только религиозными богослужениями, но и занимаясь просветительской деятельностью, организуя клубы по интересам, участвуя в организации досуга. Да, государство должно материально помогать жизнедеятельности религиозных общин, если эта деятельность способствует развитию человека, сохранению исторических ценностей и укреплению государства на благо всех граждан. Но материальные возможности государства основываются на поступлениях от налогов. Работающий человек не может нести на себе бремя содержания многочисленных религиозных семей и религиозных учреждений при необходимости содержания многочисленной армии, полиции, государственного аппарата и т.п. Без участия всего работоспособного населения в созидательной деятельности государство не выдержит этой нагрузки. Поэтому все религиозные партии должны это понимать, если они не хотят подпилить сук, на котором сидят не только они, но и всё государство. Величина прямых и косвенных налогов не должна превышать того оптимума, при котором становится невыгодно работать с полной отдачей и уплачивать налоги. Нарушение этого оптимума приводит к тому, что огромная часть населения начинает работать «по- чёрному». Это происходит во всех странах.

Благотворное развитие государства, как носителя интересов всех граждан, тесно связано с образованием. Оно должно быть всеобщим и бесплатным не только в пределах средней школы, но и бесплатным для получения высшего образования теми, кто не только проявляет интерес, но и обладает необходи-мыми способностями и трудоспособностью для получения этих знаний. Естественно, что в этих условиях государство вправе потребовать соответствующей отдачи знаний на всей территории и во всех необходимых отраслях. Всем известны успехи Японии, хотя, кроме морских ресурсов, она не имеет каких- либо

ощутимых природных богатств. Япония достигла этих успехов не только благо-даря продуманной американской помощи, которая заключалась не в денежных подачках, уходящих в карманы коррумпированных чиновников, а в плане развития отраслей высокотехнологичного  производства. Япония достигла такого уровня, в том числе, за счёт всеобщего среднего образования и развития демократии. Это позволило создать предпосылки для развития высшего образования

и соответственного прорыва в область высоких технологий. Япония тратила деньги на покупку лицензий, чтобы не начинать «изобретать велосипед», а сразу использовать для дальнейшего развития мировой опыт. Труд в Японии был одним из самых низкооплачиваемых, что привлекало иностранные вложения. Сегодня, благодаря своим успехам во всех областях, Япония стала одной из самых мощных индустриальных держав с чрезвычайно высокой оплатой труда.

Чтобы не потерять собственных гениев, чтобы их выявить и развить, необходим одинаковый уровень обучения в области математики, естественных и гуманитарных наук во всех школах, в том числе, и религиозных. И необходим  уро-вень религиозных знаний не только Иудаизма, но и других  религий, с показом их взаимосвязи и ценностей, которые они внесли в развитие человечества. Это

не оставит место для мракобесия, являющегося идеологической основой современного терроризма. Кстати, в германских школах есть именно такие уроки рели-гии, и дети знакомятся с жизнью еврейских общин и основами иудаики. Детские

головы легко впитывают знания, и именно этот возраст необходимо использовать для развития логического математического мышления, изучения иност-ранных языков, музыкального, художественного развития и т.д. И всё это нужно

начинать с детского сада, используя игровые методы.

Я вспоминаю статью проживающего сегодня в Израиле кандидата наук, преподавателя высшей школы Владимира Марголина. Приехав из России, из Санкт-Петербурга, в возрасте 71 года, он организовал, а сейчас и распространил дополнительное обучение школьников в плане математического и шахматного образования, предлагая собственные апробированные методики. И он и его сподвижники достигли уже ощутимых успехов в развитии детей. Конечно, этот положи-тельный опыт не может основываться только на инициативе таких людей и мизерной материальной помощи родителей, он должен поощряться и внедряться самим государством. Но для успешного внедрения знаний необходим здоровый детский организм. А для этого необходимо физическое воспитание. Физкультура должна быть фактором не только укрепления организма, но и фактором смены занятий, помогающим снять усталость от умственной нагрузки. Такую методику я с удовольствием наблюдаю в детских садах Германии.

Вернусь ещё раз к мысли об отделении государства от религии. Приведу  известный мне пример из жизни Израиля. Рассказывают, что один из террористи-ческих актов в Ашдоде был предотвращён благодаря смелости и находчивости молодого человека, участника торжества в Зале торжеств на берегу моря. Когда ворвавшийся террорист вскинул автомат, этот молодой человек, проходящий службу в армии, рискуя жизнью, бросился на него и выбил автомат. В это время все очень религиозные евреи, в том числе и молодые, прыгнули под столы и стали усиленно молиться, а когда инцидент был исчерпан заявили, что всё бла-гополучно завершилось благодаря их молитвам. Полагаю, что не будь смелого молодого человека, этот инцидент закончился бы печально и для очень верую-щих, так как автоматная очередь достаёт не только тех , кто сидит за столом, но и тех, кто под ним молится. Отсюда ещё один вывод. Служба в армии, физичес-кое развитие должны быть общими для всех, в том числе и для ортодоксальных евреев.

Хочу привести два примера для подтверждения мысли, что семейные браки должны регистрироваться в государственных, а не религиозных учреждениях. В Израиле мне довелось присутствовать на двух свадьбах.

Одна проходила в соответствии с религиозным обрядом в присутствии большого количества гостей. Раввин и кантор обеспечивали правильность соверше-ния обряда и торжества. Всё было прекрасно: молодые были красивы и веселы,

у жениха была собственная квартира, машина и хорошая работа.  У невесты тоже была работа и достаточно обеспеченная семья. В общем была любовь и достаток. Через несколько лет родился сын, в котором родители не чаяли души. И вдруг семья без видимых на то причин распалась. Жена переехала к родителям,

забрав ребёнка. Пришлось снова платить деньги, чтобы расторгнуть брак уже в судебном порядке. Я хорошо знаю эту семью, чтобы почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что основной, а вероятно и единственной причиной распада этой семьи было желание жены полностью подчинить себе мужа, сде-лать его своей неотъемлемой собственностью, отнять у него любовь к его матери. При этом мать мужа проживала в другом государстве, не вмешивалась в быт семьи и мечтала только о том, чтобы эта молодая семья была счастлива и благополучна. Трудно передать страдания сына и матери, когда семья распалась только из-за того, что была взаимная сыновья и материнская любовь. Уважение моё к этому молодому человеку возросло в несколько раз потому, что он прявил характер и не предал свою мать. Как видим, религиозный обряд свадьбы не удержал семью от распада.

Другая свадьба была совершена без религиозного обряда, так как женщина не было еврейкой. Мало того, чтобы зарегистрировать брак ребятам пришлось выезжать за границу. Это стоило довольно больших денег, которые могли пойти на укрепление быта молодой семьи и были бы истрачены в самом государстве Израиль. У этой семьи уже двое детей. Я мог бы привести и другие аналогичные примеры. Я думаю, как и очень многие жители Израиля, что отсутствие в государстве института государственной регистрации браков приводит не только к нарушению прав человека, но и к экономическим и моральным потерям. Более нелепого атавизма прошлого придумать нельзя, тем более для государства, считающегося демократическим. Любовь является неотъемлемым правом каждого человека, она не может и не должна укладываться в государственные и религиозные границы. И ограничения этого права приводит не к укреплению государства, а к его дискредитации. Думаю, что в основе религиозного сопротивления принятию закона о государственной регистрации браков лежит чисто экономическая причина возможной потери денег раввинатом. Мне кажется, что как в сегодняшней России и других странах, так и в Израиле очень многие люди сохранят желание совершения религиозного обряда, поэтому не нужно проявлять из-лишнее беспокойство по этому поводу.

Хотелось бы затронуть ещё один аспект религиозной проблемы, которая вли-яет на зкономику государства и жизнь человека. Это проблема транспорта в суб-боту. Общественный транспорт, по крайней мере два года тому назад, по суббо-там не работал. Одна из Заповедей даровала евреям обязательный день отдыха.

Это было огромным достижением рабовладельческого Древнего Мира и всего человечества. Но такая возможность могла быть осуществлена при наличии рабов или инаковерующих, которые могли в этот день выполнять все работы по обеспечению жизнедеятельности каждой еврейской семьи. А как быть, когда в

государстве живут только одни верующие евреи? Что тогда должна быть оста-новлена подача электроэнергии, воды, работа больниц, деятельность армии, по-лиции, пожарной охраны и т.д. И что семья в день отдыха не должна употреб-лять горячую пищу и пользоваться квартирным туалетом? Насчёт горячей пищи хасидские женщины в Лондоне мне объяснили, что в пятницу они включают газовые плиты, ставят на них толстый железный лист, и на него кастрюли с пи-щей. Но при отсутствии инаковерующей горничной кормить семью всё равно приходится хозяйке. Я не стал вдаваться в дальнейшие подробности, так как без постороннего труда жизнедеятельность семьи, а уж тем более государства, не

обеспечить. Думаю, что одной из причин падения Древнего Рима и других рабовладель-ческих государств была полная передача рабочих функций рабам. Постепенно господствующий класс переставал уметь что-либо делать, создавать материаль-ные и другие ценности, начинал деградировать. И хочется получить ответ ещё на один пикантный вопрос: « Можно ли в субботу мужу и жене любить друг друга, можно ли в субботу рожать детей и нужно ли их кормить и ухаживать за ними?» При этом я вспомнил один анекдот, когда генерал задал денщику вопрос: « Секс- это работа или наслаждение?» Недолго думая денщик ответил, что секс- это всё же наслаждение, хотя и связанное с потерей энергии. В противном случае гене-ралы поручали бы эту работу солдатам. А как к этим вопросам относятся верую-щие? Я не хочу дискутировать по этим и другим поводам не только потому, что будучи евреем и неся всю жизнь этот нелёгкий крест, я не имел возможности целыми днями изучать Тору и находить в ней ответы на многие заданные воп-росы, но и потому, что современное государство не может существовать без бесперебойной деятельности средств жизнеобеспечения, в том числе общест-венного транспорта. И очень я порадовался предложению бывшего Министра Транспорта Авигдора Либермана о строительстве в Израиле сети железных до-рог с современным скоростным транспортом, так как это не только обеспечивало лучшую жизнедеятельность государства, но и помогало людям в трудоус-тройстве, помогало улучшить экологию и снизить перегрузки автомобильных дорог, ведущих к повышенному травматизму.

И ещё один вопрос,который я задаю себе: «Мог бы стать государственным языком мёртвый древнееврейский язык?» Огромного труда стоило Елиезеру бен- Егуде, приехавшему в Палестину в 1881г, не только оживить мёртвый язык, сделать его доступным для всех, но и преодолеть инерцию и сопротивление как ортодоксальных евреев, так и богатой еврейской интеллигенции, говорящей на европейских языках и идиш. Сегодня все признают подвиг этого великого чело-века. Так почему сегодня часть населения так сопротивляется проведению экономических, правовых и других реформ? Ведь из-за сопротивления «левой» «Аводы» и ортодоксальных партий Премьер-министру Ариэлю Шарону приш-лось уже не раз менять состав Правительства, изгоняя из него наиболее инициативных реформаторов, таких как Авигдор Либерман, Виктор Браиловский и других. История не прощает ошибок. Остановка в развитии приводила не только к отставанию, но и к гибели государств и народов не только Древнего Мира и Средневековья, но и современных могучих государств таких как Советский Со-юз, Югославия и др.

2.Экономические реформы

Да, можно понять людей, кто много лет проработал на одном месте и добился статуса «постоянства». Этот статус для многих, особенно тех, кому за 45, создавал уверенность в завтрашнем дне. Поэтому проводя экономические реформы, нужно помнить об этом. Приватизация и продажа предприятий должна за работниками сохранять полученный статус. Вместе с тем в коммунальных, банковских, административных службах стал-киваешься с неоправданными очередями, порождёнными порой отсутствием современных технологий, бесконечным распиванием кофе и просто грубостью, порождённых безнаказанностью и кумовством. Это бич не только Израиля, но и многих европейских стран, в том числе и Германии. Нести ответственность за это должны не только руководители, но и профсоюзы. И если избранные депутаты всех уровней и чиновники не будут помнить о том, что их содержат налогопла-тельщики, что не народ должен служить их интересам, а они должны служить интересам народа, то таким людям не должно быть места ни на правящем Олим-пе, ни в административных органах. Думаю,что это должно быть учтено в правовых нормах и законодательстве. Законом должна быть определена обратная связь между избирателями и избранниками. Партия должна нести ответсвенность за всех членов своего партийного списка, и сама, не желая своей дискредитации, должна своевременно разбираться и с депутатами и с чиновниками.

И партии, прошедшие в Кнессет и входящие в состав Правительства, должны следить за тем, чтобы их предвыборные лозунги совпадали с их действиями.

Собственно, партии в предвыборной кампании должны выдвигать не просто лозунги, но и программу претворения в жизнь этих лозунгов.Тогда избиратель

сможет осознанно решить, кому отдать свой голос. И должен существовать правовой механизм отзыва депутатов.

Хочется высказать своё мнение и о профсоюзах. В любом демократическом государстве существуют профсоюзы, как выборный орган защиты интересов трудящихся. Но глядя на то, как Председатель «Гистадрута» в чрезмерных требованиях к Правительству, особенно при решении вопросов работы портов, уг-рожал парализовать жизнедеятельность государства в обстановке арабского террора, я подумал, что эти требования противоречат интересам всего народа, и необходимо не только менять законодательство, но и трудящимся думать, кого они избирают. Собственно, тогда в условиях военного положения в руках Правительства были рычаги воздействия и при существующем законодательстве, которые оно до конца не использовало.

Проводить в жизнь реформы трудно во всех странах. Руль экономических реформ необходимо поворачивать плавно, иначе можно сломать и человеческие судьбы и само государство. Легче всего к нововведениям привыкает молодёжь, очень трудно людям старше 45, обременённым заботой о семьях. Люди этой многочисленной группы при экономических реформах не должны ничего терять. Экономические трудности должны ложиться бременем не на малоимущих, а на богатых. Мне могут возразить, что богатые являются спонсорами многих проектов, что их ущемление может привести к снижению финансовой и экономической активности, к бегству капитала. В момент экономических реформ

вывоз капитала должен быть поставлен под жёсткий контроль или на некоторое время запрещён. Должна быть произведена проверка законности накопления ка-питала и его эффективного использования на благо всего народа и государства.

И, если Кнессет и Правительство принимают решение о сокращении зарплаты, то нужно начинать с себя, с административных органов. Тогда и остальным гражданам будет легче смириться с мыслью о необходимости «затянуть пояс». Нужно опубликовать сведения о зарплатах во всех органах власти, в том числе, и  Профсоюзах и системе управления государственных предприятий. И дать возможность трудящимся высказаться через средства массовой информации. Ду-маю, что мнение большинства сыграет положительную роль в проведении ре-форм. Сегодня во всех государствах остро стоит вопрос об экономии государственных средств. Но, проводя монетарную политику, нельзя бить по незащищённым слоям населения. Снижение реальных доходов на 10% независимо от того, произошло ли это за счёт снижения зарплаты, пособий или повышения цен на основные потребительские товары и т.д., для получающих минимальную зарплату или пособие  приведёт чуть не к катастрофе, в то время, как для получающих свыше 10 тысяч денежных единиц это в худшем случае может привести к отсрочке в покупке предметов роскоши. Нельзя переводить всю систему здравохранения на коммерческую основу. Врач тот же человек, и в погоне за деньгами он будет уделять меньше времени каждому больному, а это приведёт, в конечном итоге, к увеличению числа инва-лидов и умерших. И если даже не касаться моральной стороны дела, то в экономическом плане это приведёт к потерям государства, так как увеличится число выплат по нетрудоспособности, из- за потери кормильца и т.д. Нельзя без контроля оставлять фармацевтическую промышленность и аптечную сеть. Здесь, как показал опыт многих стран, может быть очень много злоупотреблений как в  качестве лекарств, так и в их цене. Система мелких диллеров, чей доход зависит не только от количества проданной продукции, но и от цены товара, и где цена товара может формироваться самим диллером (а при сегодняшней компьютер-ной и множительной технике нет большой проблемы в исправлении документов) это приводит к завышению цен на фармацевтические товары в розничной сети. Думаю, что в этой системе, да и во всей системе ценообразования от производства до розничного потребителя во всех сферах может быть много злоупотреблений. Здесь можно сэкономить весьма значительные суммы. Мне могут возразить, что ущемления в этой области могут привести к исчезновению многих нужных лекарств и т.п. Думаю, что в этом случае государство может на время взять в свои руки закупку и контроль за распределением лекарственной продукции. Реформы без этого в жизнь не провести. Не нужно спешить с приватизацией государственных нефтеперегонных и дру-их заводов. Деньги от приватизации очень быстро будут израсходованы. Как показал опыт России и других стран СНГ, очень трудно правильно оценить сто-имость предприятий. Здесь возможны злоупотребления.

А как быть? Деньги государству нужны сейчас, ждать некогда. Вероятно целесообразно посмотреть работу банковской системы от государственного до коммерческих банков. За последние несколько лет банковский процент снизился в Израиле настолько, что стало нецелесообразным ввозить в государство валю-ту. Все Израильские банки при этом заявляют, что процентные ставки снижены во всём мире. Однако никто с государством не спешит поделиться полученной экономией, и сэкономленные деньги не пошли на развитие производства, а пошли на биржевые спекуляции. В мире существует ряд очень маленьких государс-тв, которые целиком живут и процветают за счёт ввозимого капитала. Таким был и соседний Ливан, пока благодаря Арабскому и мировому содружеству туда не внедрили палестинские лагеря беженцев, оставив им единственную работу в виде террора. Банковский капитал Ливана инвестировался в порты, флот, тор-говлю, туризм и т.д. Ливан в ту пору процветал и обходился без ненависти и резни между мусульманскими и христианскими общинами. Может попробовать использовать опыт этих государств на благо собственного народа, а не на благо только банковских и других чиновников. И побольше информации для всех. Это уменьшит возможности подкупа чиновников.

Мне кажется, что деньги можно поискать и в процветающей в Израиле системе трудовых посредников- кабланов. То, что делают кабланы, не вписывается ни в какие рамки. Они отбирают у тружеников часто больше половины зарплаты. Я это знаю от своих друзей, да и сам как-то работал на сборе чеснока. Друзья мои первоклассные специалисты живут в Израиле с 1990г, высокий иврит в своём возрасте изучить не смогли, а потому их на работу взяли через каблана, хотя это одна и та же работа. Я мог бы привести массу примеров, не называя фамилий только из опасения как бы чего не вышло. Посредничество нужно и полезно,

Но процент за посреднические услуги, в том числе и трудовые, в Германии, например, не превышает 15%. Вообще, всякие холдинговые кампании часто являются паразитами и качают деньги за счёт производителей, потребителей и тружеников. Может пересмотреть всю эту систему, может не везде нужен «высокий иврит»? Может государственным, муниципальным органам взять на себя роль посредников, беря за услуги не более 10-15%. Ведь сегодняшние средства информации позволяют это делать при небольшом количестве квалифицированных добросовестных работников.

В каждый свой приезд я всё больше влюбляюсь в красоту новых городов, таких как Ашдод и другие. В Израиле работают прекрасные архитекторы и умелые строители. Но цены на жильё умопомрачительные. Квартира в Тель-Авиве стоит дороже, чем в Москве, а в Ашдоде дороже, чем в Санкт-Петербурге. Какая же может быть эмиграция в Израиль, если нельзя обменять квартиру в одном из красивейших городов мира, городе с развитой промышленной, образовательной, туристической и т.д. структурой на маленький, пусть и прекрасный Ашдод? Жильё, работа, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне- вот основные, но не все киты, на которых покоится эмиграция. И никакие беседы Натана Щеранс-кого с министрами ФРГ, США и других стран об ограничении эмиграции в эти страны делу не помогут. Люди попросту останутся в России и других странах, так как там есть жильё, а сегодня и работа. Жить в России стало лучше. И ника-кие сионистские идеи в голову не полезут, так как «человек живёт там , где луч-ше, а рыба, где глубже». В строительную индустрию должны внедряться новые, совершенные технологии и механизмы, уменьшающие процент тяжёлого физического труда, и платить за всякий труд нужно так, чтобы люди гордились своей работой и не стремились искать работу «по-чёрному». Не только тяжесть труда, а прежде всего унизительно низкая его оплата отталкивают коренное население.

Поэтому раньше вы прибегали к труду арабов, а сегодня к труду китайцев, вьет-намцев, румын и других, у кого в собсвенных странах труд оплачивается ещё ни-же. Может изменить собственную трудовую политику, а то скоро вы потеряете своё «еврейское лицо».

Откуда же взять деньги? Они у вас под ногами. Только в алию 1990 года к вам приехало ок. 300 тысяч эмигрантов из бывшего Советского Союза. Среди них большинство с высшим образованием, учёные, инженеры, врачи, изобретатели, техники, высококвалифицированные рабочие и т.д. Они не знали иврит, но для многих профессий пока можно было обойтись без языка. Они привезли с собой профессии и образование, которые Израиль получил бесплатно. Вы не использовали в полном объёме знания и опыт этих людей. Они теряли квалификацию и уверенность в правильности совершённого шага. Они работали метлой, тряпкой и т.д., но не работали по профессии. Многим из них сегодня за семьдесят, но они сохранили ещё силы и знания, чтобы передать его молодому поколению. Мне удалось побывать на одной из кафедр Тель- Авивского Университета. У вас прекрасные знающие молодые люди. Ах, если бы их ещё связать с теми, кто к вам приехал. Я думаю, что Израиль сумел бы сделать существенный скачок вперёд при малых затратах. Воспользуетесь опытом Японии, США и др. стран. Предложите хотя бы через средства массовой информации внести свои предложения тем, кто сохранил в себе ещё желание творить и создавать. Многие из них получают пособие, предложите им работать за добавку к этому пособию, и они сотворят чудеса для израильской экономики. И используйте потенциал тех, кто приезжает сегодня. Ведь образование, профессия стоит огромных денег. Вы это получаете бесплатно и закапываете в землю. Ведь ваше отношение к образованным эмигрантам часто мало чем отличается от антисемитских и фашистских лозунгов о том, что физический труд перевоспитывает человека. Правда, я не знаю, нужно ли перевоспитывать приезжающих специалистов, и в чём смысл вашей политики? Объяснить могу это только страхом перед здоровой конкуренцией. Но конкуренция необходима для того, чтобы сделать рывок во всех отраслях экономики. Для этого нужно дать возможность в том числе, так называемой русской алие, проявить себя в полную силу. Выступайте, предлагайте, обсуждайте. Ведь Израиль- это наш дом, дом для всех евреев независимо от того, где они сегодня живут. И нужно меньше надеяться на подачки, они вам мешают вести здоровую самостоятельную политику.

Я думаю, слава Богу, что в Израиле нет нефти и других полезных ископаемых, добыча которых не только бы нарушила экологию, но испортило бы ещё больше человеческие отношения. Главная ценность- это трудовые ресурсы, которые у вас есть. Ваши деньги лежат в мире высоких технологий. Разработка и освоение альтернативных источников энергии, медицина, биология, информатика и многих другие области, где могут быть использованы наши еврейские головы. Не нужно «изобретать велосипед», но совершенствовать его можно и нужно. Дайте евреям, наконец, поработать на благо своего собственного государства, и вы получите чудеса.

Мне очень нравится, что в Израиле существуют разные формы собственности, в том числе, общественная форма киббуцев. Я наблюдал в одном из киббу-цев, как видимо военный инвалид, молодой человек без одной ноги и с протезом руки прекрасно управлялся с сеноуборочным комбайном. Он чувствовал себя нормальным работником и человеком, а ведь капиталист такого не возьмёт на работу. Да в киббуцах назрели реформы, но не нужно ломать сами киббуцы и их идею. Я разговариваю с немцами бывшей ГДР. Наевшись капитализма, они говорят, что при социализме была уверенность в завтрашнем дне, работа, здраво-хранение и образование для всех, что социализм при многих недостатках был

более человечной системой. Об этом говорят и в бывшем Советском Союзе. Ведь социализм основан на принципе от каждого по способностям, каждому по труду, и естественно должен был допускать здоровую конкуренцию. Но этот принцип был нарушен. Неважно, как называется система, важно, чтобы в ней

были все формы собственности, позволяющие всем гражданам найти своё место.

Говоря обо всём этом, я не пытаюсь охватить все существующие проблемы и предложить конкретные решения. Я просто хочу, чтобы мы все вместе думали и предлагали, и чтобы власть предержащие прислушивались. Ведь говорят,что «ум хорошо, а два лучше».

  О территории государства Израиль

Если посмотреть на карту древнего Израиля времён царей Давида и Соломо-на, то можно увидеть, что государство это в несколько раз превышало террито-рию нынешнего Израиля и простиралось от Междуречья, включая большую часть Сирии, большую часть Ирака, Иорданию, часть Синайского полуострова, захватывая часть территории Египта до Эйлатского залива. При этом порт Газа, входивший в состав Израиля, находился в большем удалении от Египетской границы, чем сейчас. Государство это было богатым и сильным, торговало со многими странами. Оно не было однородным, на его территории проживали различные народы, которые мирно уживались между собой благодаря чрезвы-чайно разумной политике царей и благодаря тому, что вместе с еврейским народом они могли заниматься хозяйственной деятельностью и торговлей, сохраняя свои национальные обычаи. Раскопки подтверждают, что такое еврейское госу-дарство существовало. И возможно при распаде Арабского Халифата в начале Средневековья, если бы евреи из Испании начали бы переселяться обратно на свои земли, или хотя бы во время изгнания из Испании тоже вернулись бы сюда, обогащая турецкую империю своими знаниями, опытом, торговыми связями и т.д., то не возникло бы сегодняшних территориальных проблем. И даже, если бы после Первой мировой войны Лига Наций, создавая на Ближнем Востоке новые государства Ливан, Сирию, Ирак, учла бы пожелания еврейского народа, возглавляемого сионистским движением, вернуться на свою историческую родину, то вероятно Гитлеровской Германии не удалось бы закрепиться на Ближнем Востоке. И тогда ход Второй мировой войны протекал бы несколько иначе, и война закончилась бы быстрее с меньшим количеством жертв. То есть мы говорим об альтернативной истории, которая могла бы быть, если бы политические деятели Великобритании и Франции были бы чуть дальновиднее. Но, к сожалению, этого не случилось. И даже, если бы те же страны с участием США и СССР уже после Второй мировой войны хотели бы установить здесь прочный мир, демократию и процветание, то учли бы, что государство палестинских арабов уже существует- это Трансиордания, и нечего плодить на маленькой территории вместе с Еврейским государством ещё и раздробленное новое Палестинское государство. И даже, если бы после победоносных защитных войн, развязанных арабскими государствами при попустительстве и военной помощи Великих стран, политические деятели Израиля проявили бы больше самостоятельности и не вернули бы обратно бежавших арабов, не пошли на «Ословские соглашения» и все последующие территориальные уступки, то не было бы кровопролитной Интифады и всех сегодняшних проблем. Как заявил Азербайджанский военный министр во время войны с армянами Карабаха, землю завоёвывают кро-вью, и армяне подтвердили эту его правильную точку зрения. Евреи создали своё государство Израиль не только кровью, но и потом, воскрешая к жизни заброшенные, заболоченные и пустынные земли, ставшие такими благодаря бесхозяйственности здешних арабских шейхов. Мне могут сказать: «Поезд ушёл, зачем об этом сегодня говорить?» Вспоминать об этом необходимо, чтобы не повторять ошибок. Ошибки предыдущих политических деятелей ложатся тяжё-лым грузом не столько на плечи последующих политиков, сколько на плечи на-родов.

Какова же должна быть территория Израиля? Всё зависит от концепции. Если следовать провозглашённым принципам государства для всех евреев, то Израиль должен иметь территорию, необходимую для проживания в ближайшие 50-100 лет по крайней мере 20 миллионов человек. Эта территория должна обеспечивать безопасность, экологическую чистоту, производство собственной сельскохозяйственной продукции, производство энергии, технической и питьевой во-ды. Мне, естественно, зададут вопрос, откуда такая большая цифра. Ведь по сегодняшним приблизительным данным в мире проживает ок.15 млн. евреев, при-чём наблюдается тенденция к ассимиляции, растворению среди других народов.

Как показала новейшая история, при существующих националистических тенденциях и экономических проблемах может возникнуть вопрос насильствен-ного изгнания евреев из ряда стран диаспоры. При этом, как показал опыт фашистской Германии, искать будут крохи еврейской крови, независимо от ассимиляции, другого вероисповедания, профессии и т.п. Если еврейское государство

будет достаточно защищённым, демократическим, экономически развитым, то при ухудшении экономического положения в отдельных государствах даже без роста антисемитизма будет наблюдаться эмиграция евреев в Израиль. Пример тому эмиграция из Аргентины. Примером эмиграции евреев из страны, где стали усиливаться антисемитские выступления при фактическом попустительстве властей, может служить Франция. И всё это происходит в современном мире в начале 21 века. Рост антисемитских настроений наблюдается и в современной

Германии на фоне продолжающегося экономического спада и роста безработицы. А в России, Украине, Польше и других странах, где антисемитизм в сознание людей внедрялся государственной политикой и церковью, рост экономических проблем вызывает развитие националистических тенденций среди населения, и можно предполагать естесственный отток евреев в Израиль. И можно привести много примеров, когда из богатых, благополучных США молодёжь, приехавшая на экскурсию в Израиль, вдруг начинает ощущать в себе рост еврейского само-сознания и остаётся в Израиле. Я не говорю уже о том, что многие пожилые американские евреи строят в Израиле квартиры, чтобы остаток жизни провести на родине своих праотцов. Рост населения Израиля будет происходить и из-за смешанных браков. Ведь любовь не знает границ. Улучшение экономического поло-жения населения в Израиле при росте еврейского самосознания, сохранении еврейских традиций и угрозе роста арабского населения должно привести к росту еврейских семей.

Воссоздать сегодня территорию государства царей Давида и Соломона является идеей малопреспективной. Но возвращать арабам уже освоенные земли без обмена территориями значит не только ухудшить собственную безопасность, но и обрезать себе возможность перспективного развития государства.

Мне кажется, должно существовать два плана решения территориальных вопросов. Об этом я уже писал в статье «Это не чужая война».

План краткосрочной перспективы, план сегодняшнего дня- это отделение Палестинской Автономии от государства Израиль с прекращением оказания всякой экономической и другой помощи Автономии со стороны Израиля. Это план Ариэля Шарона. Но в этом плане, мне кажется, нужно отказаться от безвоз-мездной отдачи еврейских поселений. Все или почти все поселения создавались по стратегическому плану государства. Огромнейшего труда и риска для жизни стоило смельчакам, обуреваемым идеей восоздания национального очага с воз-вращением еврейских святынь, построить эти поселения, посадить леса и сады,

восстановить или создать заново систему водоснабжения и орошения, превра-тить пустыню в сельскохозяйственные угодья. Я был в Ариэле. Я видел это сво-ими глазами. И сегодня тем, кто под огнём врага родил и вырастил здесь уже не одно поколение, для кого эти отвоёванные от пустыни и врага клочки еврейской земли стали малой родиной, предлагают всё бросить в угоду международной по-литике и пресловутой «Карте дорог». Все правительства, руководимые «Аво-дой», пытались добиться мира путём отдачи территории исторической родины, завоёванной в смертельных боях за право существования еврейского народа. Прошедшие годы показали, что со смертельным врагом мирные переговоры путём уступок, ни к какому миру не привели, а только ухудшили положение еврейского народа. Нужно ли ещё раз набивать себе шишки?!

Безвозмездная сдача поселений, приграничных с Газой, приведёт к тому, что не только ракеты «КАСАМ», но и пули снайперов достанут население Ашкелона, а там уж недалеко до Ашдода и других городов. Безусловно боевой, заслужен-ный генерал Ариэль Шарон это понимает. Хочется надеяться, что в голове у это-го умного и хитрого политика, кому граждане уже не раз вручали свою судьбу и судьбу государства, есть план благополучного решения всех вопросов. И все же мне кажется, что судьбоносные решения в демократическом государстве долж-ны приниматься путём референдума после широкого и всестороннего обсуждения проблем в средствах массовой информации. Чтобы не получилось потом по

крылатой фразе Российского политика и бизнесмена Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». И, чтобы не пришлось вспоминать известное изречение: «Правители приходят и уходят, а народ остаётся!»

Да может быть существует план выравнивания пограничной линии, при кото-ром небольшие поселения нужно передать противнику. Но взамен отданного Из-раиль должен получить палестинские территории внутри страны. В мировой ис-тории не было случая, чтобы сильное государство отдавало свои завоёванные кровью территории врагу безвозмездно.

Другой план решения территориальных проблем, рассчитанный на перспек-тиву развития государства с существенным приростом населения, это постепен-ное переселение арабов- не граждан Израиля на территории арабских стран. Вот

здесь нужна заинтересованность не только Израиля, но международного сооб-щества, арабских стран и самого палестинского народа. Однако для этого госу-дарству Израиль необходимо развернуть разъяснительную, пропагандистскую работу на всех уровнях, по возможности во всех странах. Прежде всего нужно показать, что деньги налогоплательщиков стран мирового содружества, идущие уже более 50 лет  на содержание лагерей «палестинских беженцев», в основном не доходят до адресата, а оседают в карманах палестинского руководства и идут на подготовку международного терроризма. Печальный пример Ливана показы-вает, к чему приводят лагеря «палестинских беженцев». Все палестинцы без ис-ключения во всех странах должны быть разоружены. Должен быть разработан план взаимовыгодного расселения палестинских арабов в арабских странах в количествах, при которых они не смогут вновь создавать вооружённые форми-рования и в течение какого-то времени влиять на политику этих государств. Палестинцы умеют и в основной массе хотят работать и жить мирно. Для этого в этих странах должны быть разработаны планы экономического развития типа послевоенного «Плана Маршалла» на деньги мирового сообщества , которые се-годня идут в основном на развитие терроризма. Палестинским арабам должны быть предложены безусловно выгодны условия для переселения и развития. Все арабские страны обладают огромными незаселёнными территориями, где приток рабочей силы и международные инвестиции позволят восстановить былое плодородие земель, развить ифраструктуру промышленности и туризма.

Это выгодно всем, так как после окончания плана развития международное сообщество перестанет тратить деньги на содержание лагерей беженцев. Это позволит восстановить мир на Ближнем Востоке, превратить его из очага нап-ряжённости, базы международного терроризма, в оазис процветающего между-народного туризма. Сегодня в поисках работы и лучшей жизни мигрируют люди из разных стран, палестинские арабы не будут исключением, тем более, что для них будут созданы благоприятные условия. Мне могут сказать: «А почему то же самое не сделать с евреями?». Опыт  двухтысячилетних скитаний еврейского на-рода показал, что еврейское государство может существовать только на терри-тории своей исторической родины. Государство палестинских арабов существу-ет. Это Иордания. Так , что говорить о создании ещё одного государства палестинских арабов на территории, принадлежащей по праву исторической справедливости и праву «де факто» еврейскому народу, означает усиливать очаг напряжённости на Ближнем Востоке.

Кому выгодно сохранять напряжённость в этом районе мира? Это тем стра-нам, кто продаёт оружие и тем, кто торгует нефтью. Напряжённость помогает удерживать мировые цены на нефть на небывало высоком уровне. К сожале-нию, к этим странам относится Россия. Ведущиеся с конца 2004г  тайные пере-говоры о поставках современного российского ракетного оружия в Сирию взры-вают всякие мирные инициативы. Это оружие, как и предыдущие российские поставки в Ирак, окажется не только неплаченным, но и может начать стрелять по самой России. Кажется странным, что США до сих пор не выразили протест вот этим российским поставкам оружия на Ближний Восток.

Есть совместный интерес Египта и Израиля в мирном развитии ситуации на Ближнем Востоке, где могли бы быть использованы и трудовые ресурсы палес-тинских арабов. Это дальнейшая разведка и разработка нефтяных и других природных ресурсов Синайского полуострова, которая могла бы осуществляться на паритетных взаимовыгодных условиях между Египтом и Израилем. Причём переработка нефти и продажа нефтепрдуктов по сниженным ценам должна осуществляться для населения тех стран Ближнего Востока, кто прекратит состоя-ние войны с Израилем.

  1.               Об активном участии народа в политической жизни

И в России и в Израиле  мне приходилось сталкиваться с мнением многих людей, что не существует ни одного честного политика, кто выполнил бы свои обещания, что бесполезно принимать участие в выборах, это ничего не даёт.

Хочу напомнить, что «под лежачий камень вода не течёт». Наше безразличное отношение к предвыборной кампании и выборам приводит к тому, что на правящий Олимп приходят часто люди недобросовестные, тут же забывающие о сво-их предвыборных обещаниях. Огромна роль средств массовой информации (СМИ) в выявлении личностных и деловых качеств каждого кандидата не только

в депутаты всех уровней, но и на партийные конференции, где формируются  партийные избирательные списки. Огромна роль СМИ в формировании общест-венного мнения при обсуждении и  проведении реформ, в формировании инсти-тута общественного воздействия на политику государства. Но чтобы СМИ были независимы, им нужна и наша материальная поддержка. У радиостанции Рэка очень слабый передатчик. Интереснейшие передачи философа Ефима Свирско-го об иудаизме, формирующие еврейское мышление, еврейский взгляд на мир, пропагандирующие здоровый образ жизни, зачастую просто недоступны из-за плохой слышимости для уже 200тысячной еврейской русскоязычной общины Германии. Из-за плохой слышимости невозможно изучение иврита, недоступны политические и экономические коментарии, литературные и другие передачи. В Германии не распространяются газеты Израиля. Какая же может быть эмиграция в Израиль, если информацию о стране получаешь через чужие руки, через чужие голоса. Думаю, что если Правительство Израиля не будет финансировать и орга-низовывать международную пропаганду о еврейском народе, о государстве Израиль, об истории и перспективах развития Ближнего Востока и т.д., Израиль не сумеет решить не только проблему эмиграции, но и очень важную задачу формирования международного общественного мнения в пользу Израиля.

Вспоминая не очень давние выступления Шимона Переса и других израильс-ких деятелей  на международной арене, противоречащих политике правительст-ва и интересам еврейского народа, я поражался тому, что известные политичес-кие деятели могут поставить свои личные амбиции и интересы выше интересов

своего государства. И меня очень удивило решение Ариэля Шарона заменить активных реформаторов русской алии, таких как Авигдор Либерман, Виктор Браиловский и др., на Шимона Переса и других деятелей «Аводы» и религиозных партий. Поистине «пути Господни не исповедимы», а политические игры избира-телям не подотчётны.

Все граждане Израиля должны блюсти не только свои личные интересы, но и интересы государства. По сути современный Израиль сздавался выходцами из Польши, России, Германии. Свой огромный вклад внесли евреи всех стран. Се-годня Израиль многолик, многоцветен, многоязычен. И это прекрасно, в этом сила Израиля- в смешении крови, культур и знаний. Такими были и остаются США, которые благодаря инициативе всех стали самой мощной и самой богатой страной мира. Очень хочется, чтобы Израиль использовал этот опыт. И глядя на то, как все русскоязычные деятели в угоду своим личным амбициям не захотели и не сумели объединить свои усилия на выборах, а потом уже будучи в прави-тельстве отдавали на заклание самых активных реформаторов, мне хочется призвать сделать свой вывод вас, русскоязычные избиратели. От вас в первую очередь зависит будущее нашего еврейского государства.

Говорят: « Два еврея- три мнения». И это прекрасно, мы мыслящий, споря-щий народ. У каждого своё мнение, своя истина. В борьбе мнений должна выра-батываться лучшая концепция строительства человеческой жизни и государст-ва. Главное, чтобы все политические деятели понимали, что они служат интере-сам своего народа, подотчётны своим избирателям, а не наоборот !

Закончить свою статью я хочу так, чтобы вызвать всплеск эмоций, размыш-лений и откликов, побуждающих к выработке общей концепции и действию. Для этого привожу карту Древнего Израиля, заимствованную из книги «Евреи. По страницам истории» ( Составители С. Асиновский, Э. Иоффе. Минск, «Завигар», 1997г, стр. 34), и два своих стихотворения «О человеке» и «О правде».

                                                                                                О ЧЕЛОВЕКЕ

                                Головы спрятав под мышки,

                                В норки залезли, как мышки,

                                Жуют и воруют всласть,

                                Чтобы кормиться и влезть во власть.

Голос, понизив,

Шепчем повсюду :

                                                            «Не говори, ведь слышно,

И как бы чего не вышло !»

Расправьте, люди, плечи,

         Дышите всегда ровно,

         Человек должен жить на свете,

         Голову подняв гордо !

                                            О ПРАВДЕ

                                Как вечный жид блуждаю я по свету,

                                Хотелось Правду мне для всех найти,

                                Но понял я, что общей Правды нету,

                                А Истин очень много на пути !

8 (январь 2005г, Эрфурт)

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан