К репатриации мы готовились долго и тщательно. Штудировали иврит, приобретали рабочие специальности. И обязательно встречались с представителями Сохнута.
В числе других ценных сведений мы узнали следующее:
Оказывается, у нас «особенная стать». А заключается она в том, что еврейство и иудаизм – «близнецы-братья». Быть евреем – это значит исповедовать иудаизм, а человек, принявший иудаизм становится полноправным евреем.
И обратно: еврей, перешедший в другую веру, перестаёт им быть со всеми вытекающими отсюда последствиями (закон о возвращении на него не распространяется).
— А как быть с атеистами? – следовал неизменный вопрос. Представитель Сохнута отвечал, что атеист продолжает оставаться евреем. Но это следует рассматривать как аванс в надежде на Тшуву (возвращение в лоно родной религии).
Кандидат в репатрианты направлялся в консульство, где ему надлежало заполнить анкету. И поскольку он уже подготовлен, то в графе «вероисповедание» он, не задумываясь, проставлял: «иудаизм»
А задуматься стоило. Ведь он принимает на себя определённые обязанности.
Ашкеназская синагога расположена на стыке хайфских микрорайонов «Шаар Алия» и «Шпринцак». В этих микрорайонах процент русскоязычных репатриантов значительно превышает средний по Хайфе. До чего ж неприглядно выглядит синагога внутри и снаружи! Никто не помнит, когда в последний раз её ремонтировали
Субботнее утро. 9 часов утра, но утренняя молитва никак не может начаться. Нет миньяна. С большим трудом миньян удаётся всё же собрать и начать службу. Но это не выходцы из стран СНГ.
Рядом сефардская синагога. Это настоящий храм, красивый, нарядный , заполненный на 100 процентов. Есть чему позавидовать!
Так почему же мы так дружно отвергаем религию наших отцов, а вместе с ней подлинно нравственные духовные ценности?
В поисках ответа на этот мучительный вопрос я часто беседую со своими знакомыми, соседями. Привожу их характерные высказывания, которые я позволил снабдить своими комментариями.
— Не верю ни в Бога, ни в чёрта!
А во что же ты веришь? В победу коммунизма? В золотого тельца? Вообще ни во что?
— В синагогу ходят только бездельники!
Если это так, то все евреи, кроме русскоязычных сплошь бездельники. А последние заняты серьёзными делами. Посмотрите, какие очереди стоят в субботу к столикам, за которыми «деловые люди» усердно «забивают козла».
Эти датишные – кипастые, пейсатые! Паразиты на теле общества! Как я их всех ненавижу!
Это и есть воинствующий атеизм. Тот самый, который во всех цивилизованных государствах, в том числе, и в странах СНГ, выброшен на свалку истории.
Что ж, демократия и плюрализм имеют свои издержки. Однако, уместен вопрос: причисляют ли воинствующие атеисты себя к сынам Израиля?
Я бы посещал синагогу. Но я ведь ничего не понимаю. Сижу и ушами хлопаю.
Да, это проблема для репатриантов «золотого возраста».
Они владеют ивритом далеко не в совершенстве.
Для них нужен раввин, владеющий русским языком. Или, по крайней мере, кто-то из должностных лиц синагоги должен говорить по-русски.
Напомним, что раввин является организатором и руководителем общины, сформированной из прихожан синагоги. Но он ещё и наставник, и проповедник, и мудрый советчик, и психолог, и третейский судья. Вот такой ребе нам нужен!
Выпускают ли многочисленные ешивы таких пастырей? А, может быть, «лучше меньше, да лучше»?
Если Бог существует, то почему он позволил Гитлеру уничтожить 6 миллионов евреев?
На этот вопрос хорошо ответил Э.Л. Фанхейм, раввин и философ:
«Нам следует ввести в закон ещё одну заповедь. Она должна гласить так: «Не дай Гитлеру посмертных побед».
Это значит, что мы должны бороться за жизнь своего народа и помнить о случившемся.
Наш долг также – не позволить Гитлеру уже после его гибели возобладать над нашими душами, не позволить ему убить в нас веру во Всевышнего».
Сегодня еврей нужен своему народу именно как еврей, сознательно живущий в соответствии с правилами иудаизма, Очень важно, чтобы еврейский ум энергия и умение, были направлены на утверждение подлинно еврейских нравственных ценностей.
Хайфа, 12.06.2011 г.
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа