10 ноября в Одессе скончался Праведник народов мира Василий Волошин (1928-2019) — один из последних Праведников, живущих на Украине.

Во время войны Волошин, уроженец села Анетовка Николаевской области, будучи подростком, вместе со своей матерью укрывал евреев, которым удалось спастись от расстрелов в селе Богдановке — одном из мест массового уничтожения евреев во время Холокоста. Подбирал раненых, которых бросали умирать на «дороге смерти» в Богдановку. Их кормили, лечили, помогали сделать «правильные» документы. Всего семья Волошиных спасла несколько десятков человек (в том числе семью, состоявшую из матери и троих детей), постоянно находясь под угрозой разоблачения и гибли (поскольку единственным наказанием за помощь евреям у немцев и румын была смерть).

После войны Волошины переехали в Одессу. Волошин окончил художественное училище, и всю жизнь посвятил творчеству. Был актером театра и кино, работал декоратором на киностудии, расписывал храмы. Звание «Праведника народов мира» было присвоено Волошину и его матери Дарье (посмертно) в 2009 году. Он был членом Одесской региональной ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей. В мае 2015 года был награжден орденом «За мужество» ІІІ степени.

=====================================

 Праведник народов мира  спасал евреев на  дороге смерти

«Праведник народов мира» спасал евреев на «дороге смерти»

27 января 1945 советские войска освободили концлагерь Освенцим. С тех пор в этот день в мире чтят память жертв холокоста.

27 января в мире чтят память жертв холокоста. В 1945 году в этот день советские войска освободили самый большой из фашистских лагерей смерти Освенцим. Наконец-то обрели долгожданную свободу чудом уцелевшие пленники, по большей части — евреи. Многие из них остались живы благодаря неравнодушным людям, на свой страх и риск помогавшим несчастным. Один из таких — 88-летний Василий Волошин из Одессы. Несколько десятков человек — и евреев, и других национальностей — спаслись именно благодаря Волошину, его отцу и матери.

Пару лет назад Василию Емельяновичу и его матери Дарье присвоили звание «Праведник народов мира». О подвиге семейства узнали в мемориальном институте «Яд Вашем», восстанавливая архивы с рассказами очевидцев. Чтобы наградить семью одессита, в Одессу прибыл Чрезвычайный и Полномочный Посол государства Израиль в Украине Реувен Дин Эль.

— Во время оккупации много бежавших из лагерей евреев оставались у Волошиных от нескольких дней до недель, — рассказал посол. — Волошины кормили их, снабжали теплой одеждой, помогали найти укрытие у жителей села, для некоторых удавалось найти документы на украинские и молдавские фамилии. Никто из тех, кто к ним обратился, не остался без помощи.

Под страхом смерти

Картины жестокой расправы над евреями до сих пор являются Волошину в ночных кошмарах. Недалеко от родины Волошина — села Анетовка Николаевской области — пролегал путь, по которому пленников вели в гетто, расположенное в селе Богдановка на берегу Южного Буга. Там в бараках на месте бывшего свиносовхоза до сих пор сохранилась яма, в которой расстреляли около 60 тысяч евреев. «Дорога смерти» — так назвали этот путь местные жители.

— Мы с ребятами видели, как за речкой гнали детей, стариков, военных, — рассказывает Василий Емельянович, которому в ту пору едва исполнилось 14 лет. — В тех, кто не мог идти, стреляли и бросали на дороге. Некоторым удавалось выжить. Я незаметно носил им вареную картошку, морковку и свеклу.

Василий Емельянович помогал и соседям, и незнакомцам, несмотря на то, что за это могли выпороть розгами, расстрелять или повесить на столбе. Он спасал тех, кому удавалось сбежать от палачей, подбирал раненых на «дороге смерти». Тех, кому нужна была помощь — женщин, детей и покалеченных узников — приводил домой. В семье Волошиных подрастало семеро ребят, но там не отказывали в крове и пище несчастным. Кормили, лечили, перевязывали раны, помогали восстановить документы. В одно время дома у Волошиных жили сразу 17 пленников.

— Конечно же, было страшно, — говорит одессит. — Но моя мама Дарья всегда учила делиться даже соломинкой, даже крошкой хлеба. Она объясняла, что только так человек не оставит после себя черный след.

Семья одессита Василия Волошина уберегла от верной гибели десятки людей. Фото: chabad13.ucoz.ru

Нашли судьбу в плену

Василий Емельянович узнавал пленников по лохмотьям. Когда по дороге проходил очередной этап на Богдановку, он организовывал мальчишек и отправлялся с ними на окраину села. Ребята подбирали лежачих, а иногда умудрялись незаметно кого-то из пленных быстро столкнуть на обочину. Таких сразу прятали в лесу, а потом распределяли по убежищам: кого-то укрывали в подвалах тракторной бригады, хлевах и конюшнях, кого-то забирали домой.

— Как-то через пару дней после того, как по дороге прошла колонна, я убирал во дворе за скотиной, — вспоминает Волошин. — Вдруг слышу — рядом с домом стреляют. Подбежал к воротам, смотрю: с пригорка бежит женщина, а с ней — трое маленьких детей. На груди и спине ее одежды были нашиты белые шестиконечные звезды.

За женщиной гнались румыны на повозке — четверо солдат с винтовками. Они развлекались, стреляя в людей, но спьяну не могли попасть. Не растерявшись, Василий Емельянович быстро распахнул ворота.

— Я закричал ей: «Тетя, скорей в конюшню, ложитесь в ясли и накройтесь снопами!» — вспоминает Волошин.

После этого как ни в чем не бывало стал возиться с кучей коровьего навоза. В считанные минуты у дома притормозила телега. Спрыгнув с повозки, один из солдат с карабином наперевес бросил осоловелый взгляд на мальчишку.

— Он закричал мне на румынском языке: «Где еврей, где жид?!» — вспоминает праведник. — Я очень испугался, но виду не подал. Спокойно ответил по-молдавски: «Они побежали в колхоз, езжайте туда скорее!».

Женщину звали Роза Железняк. Ее, сыновей Сеню и Пиню и дочку Келю сразу напоили горячим молоком и приютили в теплом темнике с ульями для пчел. Они жили у Волошиных, пока не закончилась война. А после войны тетя Роза вышла замуж за еврея по фамилии Хайцин. Кстати, познакомились супруги благодаря одесситу. Василий Емельянович буквально вырвал из толпы обреченных ее будущего мужа, столкнув шагающего по «дороге смерти» Хайцина в камышовые заросли у реки. Мужчина был ранен, истекал кровью, и его сразу забрали домой к Волошиным. Тетя Роза взяла раненого под свою опеку, выходила его, отпоила молоком. А вскоре он окреп, купил ей ситцевое платье и женился.

Спустя много лет Василий Емельянович сумел разыскать спасенную им женщину. Они переписывались, но потом связь прервалась.

Снимался в кино и расписывал храмы 

От села Анетовка Николаевской области сейчас почти ничего не осталось. В нескольких хатах там тихо коротают дни пенсионеры. О страшных событиях напоминают лишь безымянные могилы евреев, которыми усеяны окраины села. Василий Волошин давно перебрался в Одессу с женой Тамарой. В окружении детей, внуков и правнуков супруги прожили в браке почти 50 лет. А вот связь с выжившими евреями семейство давно потеряло.

После войны Волошин окончил художественное училище и всю жизнь посвятил творчеству. Он играл дона Сезара де Базана в театре и даже снимался в кино, правда, на второстепенных ролях. Сыграл в фильмах «Весна на заречной улице», «Большая высота», «Станция Медведевка». Кроме того, работал декоратором на киностудии, расписывал храмы.