Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Журналистское объединение. Хай! Цафон / Елена Горовая. В биографии этой женщины отразилась история евреев XX столетия

Елена Горовая. В биографии этой женщины отразилась история евреев XX столетия

«Посылай мальчиков» — сказала она.

Сказала недрогнувшим голосом, спокойно.

Этими словами она отдала приказ найти, где бы они не находились, и уничтожить террористов, убивших израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году.

Говорят, это лишь легенда.

Бывают такие легенды, которые стоило бы придумать, чтобы лаконично и ёмко передать сюжет, который иначе рассказывать пришлось бы долго и обстоятельно.

Возможно, это внешнее спокойствие лишь скрывало отчаянное чувство беспомощности, которое маленькая девочка испытала в детстве и запомнила на всю жизнь. Эта сцена отпечаталась в памяти: её отец баррикадирует мебелью дверь их квартиры в ожидании погрома. Больше отец не мог сделать ничего.

Это чувство беспомощности у взрослой женщины выросло в железную уверенность: больше никогда! Больше никогда евреи не будут безропотными жертвами.

«Посылай мальчиков». Этими словами или другими, приказ израильским спецслужбам отдала Голда Меир.

В 2018 году Израиль отмечал её 120-летие.

3 мая – день её рождения.

В биографии этой женщины, как в капле воды, отразилась история евреев XX столетия.

Судьба её уникальна и одновременно похожа на сотни других .

О женщине, которую называют матерью Израильского государства, сказано уже все, что только можно. В своей биографии, «Моя жизнь», она вполне откровенно рассказала о сложностях политической жизни того времени и раскрыла многие личные тайны.

Полное имя — Голда Мабович-Меерсон-Меир. Родом из Киева. С родителями переехала в США. Став взрослой, она отдала свое сердце человеку, который поставил ей единственное условие для брака – переезд в Эрец-Исраэль. Со своим мужем Морисом Меерсоном она приехала в Палестину в 1921 году и вступила в кибуц Мерхавия. Там и началась ее удивительная политическая карьера.

За свою жизнь она работала прачкой и кассиршей, возглавляла женский отдел Всеобщей федерации трудящихся, была первым послом Израиля в СССР, министром труда и иностранных дел и наконец — премьер-министром.

До сих пор в Израиле называют «голдой» 10-шекелевую монету – в память о старой купюре того же достоинства, на оборотной стороне которой была запечатлена встреча Голды Меир с советскими евреями в Москве. На купюре надпись: «Отпусти народ мой» – обращение Моисея к фараону, когда тот не отпускал евреев.

 
фото автора
 

На монете никакой Голды не изображено, это просто память.

В бытность Голды премьер-министром в израильский политический сленг вошло слово «митбахон» (кухня). Оно и сегодня означает узкий круг военно-политических лиц, решающих судьбы войны и мира в Израиле.

Начиналось всё буднично – на исходе субботы Голда приглашала домой министров и за чашкой кофе с ее фирменным яблочным пирогом обсуждала государственные дела. Голда была заядлая кофеманка — выпивала по 12 чашек крепкого кофе в день. На кухне всегда кипели два гигантских кофейника. Посуду после таких встреч хозяйка мыла сама. Тогда и стали говорить, что на кухне Голды «варилась израильская политика».

Потрясение, пережитое ею в детстве, огромный страх перед беспричинной ненавистью, привело её к твёрдой убежденности — безопасность Израиля должна быть обеспечена любой ценой. Как бы нас не ругала «мировая общественность». Лучше осуждаемые в ООН живые евреи, чем мировое сочувствие к евреям погибшим.

Во времена исполнения Голдой Меир обязанностей премьер-министра, она пыталась убедить Генри Киссинджера сделать Израиль своим первоочередным приоритетом. Киссинджер ответил ей письменным посланием: «Я хочу проинформировать Вас о том, что, во-первых я — гражданин США, во-вторых государственный секретарь, а только в-третьих — еврей». На что Голда ответила: «Мы, в Израиле, читаем справа налево».

А ещё она сказала: «Наша судьба не может быть, и не будет, определена другими».

«Глаза мои наполнились слезами, руки дрожали, — вспоминала она в книге «Моя жизнь». — Мы добились. Мы сделали еврейское государство явью, и я, Голда Мабович-Меерсон, дожила до этого дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоздали еврейскую родину. Долгое изгнание закончилось». Именно Голда Меир стала одной из двух женщин, подписавших в мае 1948 года Декларацию независимости Израиля — второй была Рахель Коэн-Каган, уроженка Одессы.

Голда Меир стала и первой в истории обладательницей израильского даркона — заграничного паспорта – и поехала с этим паспортом в Москву, чтобы стать первым послом Израиля в СССР. Ее встречу с тысячами советских евреев в московской синагоге не забывали и десятилетия спустя. Именно эта встреча и была изображена на 10-шекелевой купюре.

Сегодня, когда мы выражаем недовольство работой «Битуах леуми», мы не вспоминаем, что появлением этого учреждения мы обязаны Голде. До неё никакого государственного страхования просто не существовало. Будучи министром труда, именно Голда Меир провела в кнессете Закон о национальном страховании. Тогда, в 1954 году, с принятием этого закона, Израиль получил едва ли не самое передовое в мире социальное законодательство.

Голда Меир стала второй в истории человечества женщиной, возглавившей министерство иностранных дел.

В 1969 году, после внезапной смерти премьера Леви Эшколя, Голда Меир взяла в свои руки управление страной и одержала триумфальную победу на выборах – возглавляемый ею блок МААРАХ получил 56 парламентских мандатов, рекордный результат за все годы существования Израиля.

Ей пришлось взять на себя моральную и политическую ответственность за неготовность Израиля к отражению египетско-сирийской агрессии в 1973 году. Уходя в отставку в апреле 1974-го, она сказала, что выполняет волю народа, и добавила: «Пяти лет у власти вполне достаточно. Нести такое бремя – это выше моих сил».

Между тем комиссия Аграната, расследовавшая причины неудач Израиля в Войне Судного дня, полностью освободила Голду Меир от ответственности за эти неудачи. Члены комиссии пришли к выводу, что глава правительства действовала мудро, «принимая быстрые и здравые решения в соответствии с рекомендациями начальника генштаба ЦАХАЛа, и сделала все возможное для полной мобилизации резервистов, выполнив свой долг перед страной наилучшим образом».

Многое из сказанного ею когда-то, актуально и сегодня. «Лидер, который не колеблется, посылая в бой молодых людей, есть катастрофа для нации». «Человек, который теряет совесть, теряет все».

Именно Голде Меир принадлежат слова, не утратившие актуальности и в наше время: «Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев».

Голда Меир прожила 80 лет. Она умерла в столице Израиля 8 декабря 1978 года. Ее похоронили на горе Герцля, рядом с теми, кто создавал еврейское государство.

***

В апреле 1973 г. в Израиле состоялся последний военный парад. До этого они проходили в течение шести лет подряд — в честь победы израильтян  в Шестидневной войне, в ходе которой страна одержала сокрушительную победу над арабами, превосходящими израильскую армию в несколько раз. 

 В 1973-м Голда Меир, тогдашний премьер Израиля , посмотрев на бюджет парада, сказала, что ее страна не настолько богата, чтобы впредь позволять себе подобные траты. И помолчав немного, добавила: «Израилю не надо демонстрировать свою военную силу. Мы сможем достойно ответить любому и без парадов».

О Голде Меир и других женских судьбах в моей книге «Вдохновляющие истории женщин. Впиши среди них свою!»

 

 

Электронная книга стоит меньше чашки кофе.

Купить бумажную можно у автора, электронную скачать по ссылке

Шаг за шагом — отдаём дань уважения женщинам.

Ваша Елена Горовая.

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com