Очарованный штетлом

«Буря в чашке чая: Иссахар Бер-Рыбак в диалоге».
Двойная выставка в MoBY – Музее современного искусства Бат-Яма и в Доме-музее Шолома Аша

Куда пропали картины Иссахара Бер-Рыбака – «еврейского художника великого таланта» — именно так называли Иссахар-Бер Рыбака в довоенной Европе — такой вопрос у любителей искусств и историков живописи 20 века в целом и «Культур-Лиги» в частности возникал давно и не раз. Ответ на сей раз дает MoBY — объединение бат-ямских музеев: Бат-Ямский музей современного искусства, Дом-музей Шолома Аша и Дом-Музей Иссахара Бер-Рыбака. И не просто дает ответ, а представляет творчество Иссахара Бер-Рыбака (Захара Рыбака), те его картины, которые удалось найти и реставрировать, в диалоге с современными произведениями искусства, в парафразах, переосмыслениях, исследованиях и статьях.

На выставке «Буря в чашке чая: Иссахар Бер Рыбак в диалоге» пересматриваются с сегодняшней точки зрения работы Иссахара Бер-Рыбака (1897-1935), хранящиеся в собрании Бат-Ямского музея. Выставка – своеобразная дань штетлу — исследует различные проявления еврейского местечка в графике и живописи тогда и сейчас, ведет открытый разговор между прошлым и настоящим.

 

Как наследие, как работы Рыбака попали в Бат-Ям? В город, где он никогда не был, в стране, которую он никогда не посещал? Это случилось в 1950-х годах, когда первый мэр Давид Бен-Ари пригласил вдову Рыбака Соню переехать в Бат-Ям. Ее дом был построен рядом с художественным музеем, в самом центре района Рамат-Йосеф. Тогда в музее под работы Рыбака отвели особое выставочное пространство.

После смерти Сони Рыбак в 1970-х годах из-за ряда сложных процессов, происходящих в Бат-Яме (так сейчас поликорректно называют равнодушие, воровство и разгильдяйство),

Дом Рыбака был заброшен. Коллекция его работ пришла в полное забвение, и с тех пор никогда не экспонировалась. В последние годы его Дом был преобразован в центр художественного образования, который во время пандемии COVID-19 стал центром вакцинации. Именно благодаря пандемии, коллекцию работ Рыбака, вернее то, что от нее осталось, стали реставрировать. Нынешняя выставка в MoBy, базирующаяся на работах Рыбака, представляет собой как повторное исследование истории музея в связи с его 60-летием, так и рассмотрение его символической миссии — быть домом для местной культуры в состоянии кризиса. А кризис у нас в стране – перманентный.

Биография Иссахара Бер-Рыбака — и удивительна, и типична для еврейских художников первой половины 20 века. Он родился в хасидской семье в Елисаветграде и окончив ремесленное училище, поступил в художественную школу в Киеве в 1911 году. В 1916 году 19-летний Рыбак отправился с художником Элем Лисицким в экспедицию на поиски еврейского искусства еврейских штетлов Украины и Беларуси.

Это путешествие произвело на него сильное впечатление. Рыбак продолжал исследование мира штетла, интуитивно предчувствуя надвигающееся его уничтожение. Всю свою жизнь Рыбак продолжал рисовать пейзажи, разрушающиеся еврейские местечки и документировать жизнь евреев в деревнях.

Он запечатлел еврейскую жизнь Восточной Европы такой, какой она была в период между двумя мировыми войнами — с ее бедностью, безвыходностью, погромами. Независимо ни от стиля, которым он увлекался на том или ином этапе — кубизмом, футуризмом, экспрессионизмом, ни от его перемещений между Берлином, Россией и Парижем, Рыбак оставался очарованным местечком, рисуя его снова и снова.

Эти многочисленные изображения штетла и стали отправной точкой для выставки «Буря в чашке чая: Иссахар Бер-Рыбак в диалоге», а MOBY превратился в микрокосм объектов, которые попали на экспозицию в его стенах из разных мест и времен, и оказались вместе в круглом здании музее, в замкнутом круге. Первый этаж выставки по оформлению напоминает городскую площадь, а верхний этаж функционирует как замкнутая в себе сущность, гибридное пространство, зависшее между частной сферой дома и общественной сферой музея.

Работы Рыбака представлены наряду с работами двух израильских художниц разных поколений: Анны Ям и Бьянки Эшель Гершуни. Также на выставке представлена мебель стиля бидермайер.

Фотографии Анны Ям — часть серии «Олимп», основанной на семейных фотографиях, которые она собирала у репатриантов из России на протяжение многих лет. Эта серия, в которой запечатлена жизнь русской общины в Израиле и семей иммигрантов, проживающих в государственных жилых комплексах периферийных городов, предлагает многослойный портрет общины с 1980-х годов по настоящее время. Сама Ям эмигрировала в Израиль в 12 лет со своими родителями. Семью отправили в Хайфу, а затем в Йокнеам-Иллит. Как и на картинах Рыбака, на ее фотографиях, большинство из которых были сделаны в 1990-х годах, запечатлены семьи, дешевое жилье и меблированные интерьеры.

Также на выставке представлена мебель в стиле бидермайер, распространившегося по Европе в начале 19 века из Германии и Австрии. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой). В бидермайере отразились представления бюргерской среды, формы стиля ампир преобразовывали в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. На короткий исторический период промышленная революция в Австрии и Германии подтолкнула к развитию стиля, который понравился новой буржуазии — социальному классу, озабоченному эстетикой, но ограниченному в финансах. Стиль бидермайер характеризовался элегантными обтекаемыми формами, акцентом на функциональность и использование местных материалов. В середине 19 века, после передела Европы, этот стиль практически исчез. Только много десятилетий спустя, в начале 20-го века, его эстетические принципы возродились в модернистских стилях баухаус и ар-деко. Возможно, из-за своего глубокого стремления ассимилироваться в европейском обществе евреи были одними из первых, кто принял этот стиль. Когда в 1930-х годах немецкие евреи начали иммигрировать в Израиль в рамках Пятой алии, они перевозили с собой тяжелую мебель стиля бидермайер в своих транспортных контейнерах. В Израиле такая мебель считалась излишне вычурной и выделялась на фоне простой, аскетической, модернистской этики сионизма

В течение определенного периода времени произведения стиля бидермайер были сохранены коллекционерами, в том числе художниками Моше и Бьянкой Гершуни

Бьянка Эшель Гершуни (1932–2020) была одной из первых художниц в Израиле, которые исследовали гендерные проблемы, занимаясь, среди прочего традиционно женскими ремеслами. Ее скульптуры, представленные на выставке в MoBY отражают связь между телом и объектом.

Посетители приглашены прогуляться ко второй части выставки в доме авангардного идишского писателя Шолома Аша. Как и Соня Рыбак, Аш был приглашен мэром Давидом Бен-Ари переехать в Бат-Ям. Аш был коллекционером произведений искусства, иудаики и редких книг и сам спроектировал свой дом. Тем не менее, он прожил там всего два последних года жизни со своей женой Матильдой. В течение нескольких лет дом был культурным центром для литературных мероприятий, а затем был заброшен и закрыт. Полтора года назад по завершению реставрации дом был вновь открыт как центр письменной и устной много десятилетий спустя, в начале 20-го века, его эстетические принципы возродились в модернистских стилях баухаус и ар-деко.

Неудивительно, что работы Рыбака и коллекции Аша наконец прибыли в один и тот же штетл — Бат-Ям. Но если музей функционирует как мемориал с наследием Рыбака, забытое на многие годы, то дом Шалом Аша — это место, где можно собраться вместе, выпить чашку чая и оплакать утрату культурных ценностей.

Иссахар Бер Рыбак

В юности, зарабатывая себе на жизнь, он вместе с артелью кустарей-маляров расписывал сельские церкви на Херсонщине. Переехав в 1911-м году в Киев, он поступил и успешно закончил в 1916 году Киевское художественное училище, отвернувшись от академического искусства и увлекшись еврейской и фольклорной тематикой, несмотря на критику со стороны своих педагогов. Устроившись декоратором в Еврейский театр, Рыбак вступил в Историко-этнографическое общество, на средства которого вместе с Эль Лисицким путешествовал по Украине, Подолии и Волынии таким образом познакомились с их искусством и архитектурой штетлов и многочисленных синагог. Часть работ, сделанных по следам той поездки и выпущенных уже в Берлине в 1923 году в альбоме «Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания», можно посмотреть по этой ссылке — http://e-books.arts-museum.ru/ovi_books/ber_rybak/.

В Киеве в 1918 году Рыбак принимал активное участие в создании Культур-Лиги, целью которой было продвижение идишской культуры, языка и театра. Среди участников группы были в том числе художники Лисицкий, Борис Аронсон и Марк Шагал. Ближе к концу своего пребывания в Киеве Рыбак начал посещать студию Александры Экстер, где он познакомился с художниками русского авангарда, оказавшими влияние на его художественный стиль. В 1920 году, после того как его отец был убит во время одного из многочисленных погромов, опустошивших еврейские местечки Украины, Рыбак уехал в Москву.

Год спустя он переехал в Берлин, где оставался до 1924 года. Во время своего пребывания в Берлине был членом Ноябрьской группы (Novembergrupре), с которой он в основном выставлял кубистские работы. В Берлине он также встретил Соню, впоследствии ставшей его женой. В 1925 году Рыбак ненадолго вернулся в Советский Союз, а затем уехал в Париж, стал участником Парижской школы и отошел от абстракции, продолжая изображать жизнь местечек. Париж был последней остановкой на жизненном пути Рыбака. Он умер там в 1935 году, когда ему было всего 38 лет.

На выставке «Буря в чашке чая: Иссахар Бер Рыбак в диалоге»  представлены работы Иссахара Бер-Рыбака, Эти Аберджиль, Яэль Эфрати, Бьянки Эшель Гершуни, Эден Бенет, Юваля Бецалеля, Ноа Глейзер, Михаль Хельфман, Анны Ям, Гая Ниссенхауса, Шир Моран, Охада Мароми, Ши-Ли Узиэль, Рути де Пари, Галии Хили Шани Перри-Несс, Александры Цукерман, Самуэля Крауса, Эфрат Рубинштейн, Марка Шагала, Ноа Шварц, Эстер Шнайдер и Перл Шнайдер.


Кураторы: Наама Арад и Хила Коэн-Шнайдерман.
Выставка продлится до 31 октября 2021 года
Сайт музея: moby.org.il
Страница в фейсбуке — https://www.facebook.com/moby.batyam
Адрес: Бат-Ям, ул. Струме, 6.
«Бейт Шолом Аш» — Бат-Ям, ул. Арлозоров, 50 — https://moby.org.il/en/building/sholem-asch/
Часы работы: вторник, четверг — с 16:00 до 20:00; пятница, суббота – с 10:00 до14:00.

По выставке проводятся экскурсии на русском языке. Телефон для справок — 03- 6591140

Также обратите внимание на то, что с 22 июня по 1 августа, в течение 10 дней в рамках летних мероприятии MoBY по адресу улица Хадади, 6, ежедневно по 8 часов в день будет работать «Фабрика» – «Мифъаль» — экскурсии для всей семьи, семинары ready-made, демонстраций фильмов, развлечения для детей и взрослых.
Цель проекта  «Ир Мифъаль» — придать игрушкам и брошенным предметам новую ценность, превратив их в произведения искусства. В рамках проекта «Ир Мифъаль», созданного художником Итамаром Шимшони, в последние месяцы со всего города Бат-Ям были собраны ненужные предметы и игрушки, и благодаря художественным действиям они превращаются в скульптуры и новые произведения искусства. Объекты поступают на «Фабрику», проходят процесс сортировки и каталогизации, и им придается новая жизнь квалифицированным персоналом фабрики, в который входят дизайнеры, студенты и пенсионеры из Бат-Яма, которые вместе работают над сваркой, покраской, плотницкими работами, шитьем и многим другим.

В рамках деятельности «Фабрики» новые произведения искусства будут выставлены и выставлены на продажу по доступным всем ценам.
Все подробности – по ссылке — moby.org.il/event/factory

Текст и фотографии предоставлены MoBY