Главная / Новости / Ян Топоровский. Молчание Артуро Тосканини

Ян Топоровский. Молчание Артуро Тосканини

В ПОИСКАХ ПОРТРЕТА

В январе 1952 года на имя мистера Вальтера Тосканини, сына великого Артуро Тосканини, было отправлено письмо из Тель-Авива. Адресат в то время работал в N.B.C.- симфоническом оркестре Нью-Йоркского радио. Оркестр возглавлял маэстро Артуро Тосканини. В чем причина, что тель-авивцы обратились к сыну, а не напрямую к Тосканини? На сей счет есть предположения, но их озвучим в конце.

Но в тот момент единственным, кто мог бы помочь или подсказать, что делать в создавшейся ситуации, был Вальтер. Да и просьба-то была пустяковая – прислать портрет великого Тосканини. Но никто, к кому обращались власти города, не мог помочь. Возможно, писали и самому Артуро Тосканини, но, видимо, ответа не получили. Маэстро не отвечал, хотя в 1936 и в 1938 годах – всё бросил, и по первому зову из Тель-Авива прилетел в Палестину.


Портрет дирижера Артуро Тосканини, худ. Артуро Риетти. 1933

Но зачем понадобился портрет маэстро?! Дело в том, что в те годы городу отошло историческое здание в Тель-Авиве, где ранее размещался Кнессет. Наконец-то парламент переместился, как объяснял секретарь муниципалитета Иегуда Надиви в своем письме, на постоянное «место жительства» в Иерусалим. И освободившееся здание решено было отдать городскому Совету и разместить там художественную галерею почетных граждан первого еврейского города. И власти искали портреты тех, кого некогда наградили этим званием. К тому времени удалось отыскать немало картин. Уже красовались 32 работы. Портреты лорда Эдмунда Алленби, маркиза Рединга (Руфус Даниэл Айзекс), президента Чехословакии Томаша Гарига Масарика, музыканта Бронислава Губермана, судьи Луи Брэндайса, поэтов Хаима Нахмана Бялика и Шауля Черниховского… Среди них не хватало портрета маэстро Артуро Тосканини, который во время своего визита в Палестину в 1936 году был единогласно избран муниципалитетом Почетным гражданином. А в 1938-м это решение подтвердили. Но куда ни обращались городские власти, кому бы ни писали, что «будут благодарны», если им помогут найти портрет, если таковой имеется, или уговорить Тосканини дать несколько сеансов художнику, чтобы такой портрет написать, никто помочь не мог. Запрос направляли даже в Сионистскую организацию Америки, прося их помощи в поиске портрета, если таковой существует, но и там расписались в бессилии.

В конце письма — приписка, которая как бы приносила извинения (за что?!) великому Тосканини. Автор письма просил Вальтера «любезно напомнить маэстро, что Тель-Авив тепло помнит его визит, и все еще чувствует очарование, которое исходило от его личности и от концерта, который он дал».

ЗАМЫСЕЛ БРОНИСЛАВА ГУБЕРМАНА

Здесь следует отметить, для чего Артуро Тосканини прибыл в Палестину. Однажды (некоторые считают, что встреча маэстро и музыканта Бронислава Губермана состоялась в начале 1936 года, а некоторые – в конце 1935). Встретились они в Нью-Йорке и Губерман рассказал маэстро о своем начинании – создании Палестинского симфонического (в начале создания называли и филармоническим) оркестра. Оркестр состоял из музыкантов — беженцев из Германии, которые поселились в Палестине. Более того, выходцы из Германии создали к тому времени и первый «немецкий» кибуц. Хоть в прошлом они были врачами, музыкантами, учеными, а теперь – поселенцы Рамот ха-Шавим — сельскохозяйственного поселения, что в 12 километрах от Тель-Авива. Свое «немецкое» поселение беженцы основали в 1933 году. К тому времени (по крайней мере, в 1936 году – точно) в Палестине появился и Союз евреев-репатриантов из Германии.

Замысел Губермана, основателя Палестинского оркестра, состоял в том, что участие великого Тосканини привлечет серьезное внимание к оркестру из бывшей турецкой провинции, беженцы воспрянут духом, вернутся к своей профессии, а само предприятие получит денежные субсидии и возможность долгого существования. К тому времени в оркестре уже было около семидесяти музыкантов из центральной Европы – Польши, Германии, Венгрии, Австрии и Нидерландов и шли репетиции под руководством Вильяма Штейнберга. К слову, Палестинский оркестр Бронислава Губермана существует до сих пор – правда, с появлением Государства Израиль была внесена поправка в название: не Палестинский, а Израильский филармонический оркестр.

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Идея понравилась Тосканини. Он не одобрял политику Гитлера и Муссолини. Был ярым противником нацистов. И выступал против них с открытым забралом. В знак протеста против гонений на евреев отклонял приглашение на участие в музыкальных фестивалях, проходивших в Германии. Не говоря уже о том, что он с сарказмом отзывался о Муссолини и Гитлере, подчеркивая их карикатурную внешность. Но диктаторы и их подручные подобное долго терпеть не могут. И на концерте в Болонье чернорубашечники потребовали от Артуро Тосканини исполнить фашистский гимн итальянского разлива. Дирижер отказался, за что был избит. И после этого Тосканини покинул свою любимую Италию. И отправился с семьей в Нью-Йорк.


Артуро Тосканини и Бронислав Губерман.
Выступление Палестинского оркестра. 1936

Маэстро считал, что появление еврейского оркестра во время геноцида евреев – это как знак Всевышнего. И согласился поддержать подобное начинание, хотя предложение Губермана выглядело весьма скромным: провести в Нью-Йорке благотворительный концерт Палестинского оркестра с участием Артуро Тосканини. Этакая презентация. Но маэстро выдвинул встречную идею – Бронислав Губерман не мог о таком повороте даже мечтать: дать концерт в самой Палестине. Маэстро Тосканини впоследствии признавался, что в такое время обязан был проявить солидарность с еврейским народом, и считал, что «обязанность каждого заключается в том, чтобы помочь в этом деле по средствам». И даже в финансовом плане он внес личный вклад: отказался от гонорара и возмещения затрат на проезд (по некоторым сведениям, он прилетел с женой на самолете – не дешевое в те годы путешествие!).

ПАЛЕСТИНА У НОГ МАЭСТРО

Артуро Тосканини прибыл в Палестину через несколько месяцев после разговора с Губерманом, в конце июля – начале августа, затем был месяц репетиций – и 26 декабря 1936 года маэстро занял место за дирижерским пультом и взмахнул палочкой.

Зал Торгово-промышленной выставки Ближнего Востока вмещал 3000 человек, хотя на концерт желали попасть все 150.000 жителей, населявшие в те годы Тель-Авив. (Тосканини разрешал открыть окна и распахнуть двери зала для желающих послушать музыкантов во время генеральной репетиции).

Но и во время первого выступление зал был забит, а снаружи облеплен жителями города и прибывшими из кибуцев поселенцами. А вот для жителей Иерусалима и Хайфы были другие концерты. Если не ошибаюсь, состоялось 9-12 выступлений. И всегда — аншлаг. Об овациях и говорить не стоит – они не смолкали, как минимум, полчаса. Затем еврейский Палестинский оркестр дал концерты в Каире и Александрии.


Афиша выступления Артуро Тосканини с Палестинским оркестром. Тель-Авив. 1936

Здесь обязательно надо привести название произведений, исполненных Палестинским оркестром под управлением Артуро Тосканини:

2-я симфония, Брамс;
«Шелковая лестница», увертюра, Россини;
«Неоконченная симфония», Шуберт;
«Сон в летнюю ночь», скерцо, Мендельсон;
«Обертон», увертюра, Вебер…


Альберт Эйнштейн и Бронислав Губерман

Это была очень высокая планка для начинающего музыкального коллектива. И концерт стал событием, которое потрясло мир. Подобное потрясение испытал и Альберт Эйнштейн, описав свои чувства в письме на имя Тосканини: «Я Вами восхищаюсь и почитаю Вас. Вы не только непревзойденный исполнитель музыкального наследия. … В борьбе с фашистскими преступниками Вы проявили себя, как человек наивысшего достоинства».

АПЕЛЬСИНЫ ТОСКАНИНИ

А между выступлениями Тосканини с женой Карлой де Монтини путешествовал по Земле Обетованной. Он видел зарождение нового государства и переполнялся восторгом – это было, по его утверждению, «непрерывное ликование души». Важно и то, что он побывал в первом «немецком» (имеется ввиду репатриантском) поселении Рамот ха-Шавим, куда его отвез Бронислав Губерман. (Кстати, оно существует до сих пор – и живут там — количество все время меняется — 1693 человека. Возможно, потомки тех самых немецких евреев, а может, совсем другие люди). Но, если сегодня люди не помнят, что в их поселении побывал великий Артуро Тосканини, то об этом помнят апельсиновые и оливковые деревья, которые были посажены Тосканини, его женой Карлой и Губерманом. Этот «немецкий» поселок Артуро Тосканини посещал дважды – в 1936 и 1938 годах. И во время одного из посещений великому маэстро подарили сад и участок земли в этом поселении. В саду (маэстро называл его ивритским словом «пардес») росли, как и во многих «пардесах» Израиля, апельсины. А на земле – хотели что-то для него построить. Может, дом? А может, помещение, как было принято в кибуцах, для всего коллектива, с общей столовой, комнатами и… концертным залом для Тосканини?!

ДВАЖДЫ «ПОЧЕТНЫЙ»

24 апреля 1938 года состоялся последний из второй серии концертов Палестинского оркестра под управлением Артуро Тосканини. В прощальной речи мэр города Исраэль Роках пытался выразить словами те чувства, которые вызвала музыка в исполнении маэстро: «Почитаемый маэстро Тосканини. Заканчивается серия концертов Палестинского оркестра под вашим дирижированием. Нам чрезвычайно сложно найти адекватные слова, чтобы выразить, пусть даже в небольшой степени, чувства, пробужденные в наших сердцах после возвышенного наполнения души и духовного удовольствия, которое вы нам предоставили. …Гармония вашего искусства способствовала удвоению гармонии и песни, которые вы избрали. И сделали это в период скорби и бедствия для Израиля. Вы отождествляли себя с нашими усилиями по созданию здесь убежища для наших вечно преследуемых единоверцев, таким образом давая самое верное и дальновидное выражение для ваших гуманных чувств, чувства человека, который наблюдает за гонениями, обрушившимися на нашу нацию, особенно в последнее время. А что касается нас самих — вы оказались среди нас и одарили нас своим искусством, своим даром Божьим. Вы пришли и облегчили наши задачи. Вы показали нам, что Израиль не оставлен и что этот мир по-прежнему содержит много хорошего и возвышенного.

Тель-Авив, дорогой маэстро, перед вами в большом долгу. И в знак благодарности, чтобы связать ваше почитаемое имя с именем города навсегда, совет министров единогласно решил назначить вас Почетным гражданином Тель-Авива — первого еврейского города.

Синьора Тосканини и вы, дорогой маэстро! Мы желаем вам и долголетия на благо человечества в целом, и для самих себя, чтобы принять вас обоих здесь снова, чтобы пожинать плоды и наслаждаться вашим искусством. Тель-Авив всегда будет с нетерпением ждать вашего прихода и примет вас обоих с распростертыми объятиями».

И вновь было подтверждено (из благодарственной речи можно понять, что опять заседали и проголосовали!), что Тосканини является Почетным гражданином Тель-Авива. (Это звучит как: дважды «Почетный гражданин Тель-Авива»).

ПОРТРЕТ КИСТИ РИЕТТИ

А через 14 лет начались поиски портрета Артуро Тосканини, чтобы выставить в галерее. Мэрия Тель-Авива готова была даже оплатить работу художнику, в случае, если маэстро высвободит для того время для нескольких сеансов. Правда, никто в Израиле (шел 1952 год) не предполагал, что подобный портрет уже существует. Это стало известно из ответа Вальтера Тосканини на запрос секретаря мэрии Йегуды Надиви. Вальтер сообщил, что его отец не желает позировать для портрета. Но примерно двадцать лет назад выдающийся художник мистер Риетти создал портрет Артуро Тосканини. Вначале этот портрет не выставлялся, но через несколько лет он был опубликован на страницах одного из журналов. Вальтер приписал, что вместе с письмом посылает и живописное изображение этой работы. Из письма не ясно, в Израиль был отослан оригинал или копия портрета. Но и копия тоже была большим приобретением для муниципалитета. В конце послания Вальтер Тосканини просил (если подобное будет одобрено администрацией города) подтвердить, что портрет получен. И подтверждение было срочно отправлено.

Июль, 1952
Мистеру Вальтеру Тосканини

Цветное воспроизведение картины Риетти, Вашего знаменитого отца, маэстро Артуро Тосканини, должным образом оформленное, было вывешено в палате Совета в прошлое воскресенье, 6 июля, незадолго до открытия еженедельного общественного собрания Совета. Картина была одобрена всеми, как для фактического включения в галерею, так и оценена как виртуозная работа художника. Она вызвала у всех, кто был привилегирован, кому удалось побывать на выступлении, и кто видел Маэстро в реальной жизни, неувядающие воспоминания о незабываемом событии. Сегодня Маэстро не узнал бы Тель-Авив с его (в те годы) 150 000 жителей, которые приветствовали его и избрали Почетным гражданином в 1936 году. Но можете быть уверены, что, если бы он вновь посетил Тель-Авив-Яффо (ныне уже 350.000 жителей) то обнаружил бы, что слава и чувство уважения к нему остались такими же.

Картина называется «Дирижер Артуро Тосканини». Художник Артуро Риетти создал ее в 1933 году. И пять лет она была доступна узкому кругу лиц. Но в 1938 ее напечатали в одном из журналов для «всеобщего, — как сообщил Вальтер, — обозрения». Но к портрету сам художник сделал приписку: «Артуро Тосканини. Род. 1867. Дирижер Ла Скала, 1898-1908, Метрополитен-опера – 1908-15, Ла Скала-1915-26, Нью-йоркская филармония -1926-36, NBC-Symphony – 1937- ?» Ныне эта работа хранится в Museo Teatrale alla Scaia (Милан, Италия).

НЕОЖИДАННЫЙ АБЗАЦ

Но никогда больше Артуро Тосканини эту землю не посещал. Возможно, не было времени? Возможно… Хотя у великого маэстро здесь была своя земля, свой апельсиновый сад и, хочется верить, свой дом в Израиле. Но даже это не подвигло его на приезд. В чем причина?

Перебирая документы, связанные с Палестинским (ныне — Израильским филармоническим оркестром), я долго не находил ответа на этот вопрос. Но во время очередного рассматривания этих листочков, я вдруг – именно так! – обнаружил, что к этим страничкам прилепился еще один. От израильской жары он вдруг отклеился и упал мне под ноги. На нем был всего один абзац. Прочитав эти несколько строчек, я понял (или мне показалось?!), что передо мной раскрылась причина молчания Артуро Тосканини на просьбы мэрии Тель-Авива. (Но, видимо, я принял близко к сердцу эту историю и спроецировал ее на себя: как бы поступил, как бы отреагировал в подобной ситуации?! А потому приводя этот абзац, подчеркиваю, что это моя, сугубо личная версия «молчания Артуро Тосканини»).


Бронислав Губерман, Альберто Тосканини, Вильям Штейнберг.
Выступление Палестинского оркестра. Тель-Авив. 1936

Из письма Бронислава Губермана, основателя Палестинского оркестра, отправленного мистеру Левертоффу 17 декабря 1952 года
(Возможно, это тот самый Пол Филипп Левертофф, основатель мессианского движения, переводчик и популяризатор Каббалы?! – Я.Т.):

«…Несколько дней назад, когда я видел маэстро Тосканини, он спросил о своем Pardessе в Рамот ха-Шавим, и о его нем(цах). …Как вы помните, мы оба получили эту награду, но горсовет не решил тогда отправить нам сертификат официально. А маэстро Тосканини жаждет получить его. Для … чтобы тут же что-то сделать с этим. А также, чтобы получать некоторые новости о своих апельсинах».

Это было написано через много лет после дарения. И за все эти годы муниципалитет не удосужился оформить (и выслать) необходимые бумаги. А если нет официального подтверждения, то грош цена такому «щедрому» подарку. Но, может быть, еще до ухода маэстро в мир иной в 1957 году, ему выслали документы на его землю, на его деревья и на его апельсины?..

Обрывок программки Палестинского филармонического оркестра (иногда его называли даже симфоническим) во время выступления в Александрии (Египет). На ней — фамилия дирижера Бронислава Шульца. Когда Бронислав Губерман создавал оркестр, он пригласил принять участие в этом проекте валторниста, композитора, создателя симфонических произведений, а также миниатюр для скрипки и фортепьяно, и произведений для виолончели, уроженца Польши Бронислава Шульца. И тот с радостью принял это предложение и переехал в Тель-Авив. А впоследствии и дирижировал оркестром.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан