Очень стоит посмотреть. Картина не оставляет равнодушным. По окончании ленты услышала мнения:
«фильм не коммерческий», «фильм тяжёлый», «фильм цепляет». Да цепляет, и даже очень, но каждый находит в нем что-то своё.
Сразу скажу, что эту киноленту нужно смотреть после того, когда познакомишься с тем, что следует знать для понимания этого фильма.
Я этого не сделала сразу, однако определила в нем две темы: еврейскую и общечеловеческую. Мне показалось, что автор исследует истоки ассимиляции, с чего она начинается, и инстинктивное противостояние ей душ, принадлежащих к еврейскому корню.
В общечеловеческом плане я увидела исследование проблем подросткового возраста, когда ребенок оказывается в среде, чуждой ему. В «Сироте» это происходит с 12-летним еврейским мальчиком Андором Хиршем, мать которого собирается выйти замуж за венгра и изменить метрики сына, переписав его фамилию Хирш на венгерскую. » «Я — Хирш!», — кричит подросток. И так он кричит много раз.
Нечто подобное можно сегодня встретить и в Израиле, только с не еврейским подростком, которого сюда против его желания привезли родители. «Ненавижу эту Страну и всех его жителей», — кричит он и плачет.
Но даже увидев эти две стороны фильма, мне в нем было многое непонятно, потому что фильм на венгерском языке, а титры на иврите я успевала прочесть наполовину.
Вчера, когда я пошла спать, и утром, когда пробудилась, я думала об этом фильме. Что хотел сказать автор? Мне чего-то не доставало.
Я поискала материалы о Ласло Немеше и времени, о котором рассказывает фильм, и это многое прояснило.
Немеш Елеш Ласло родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец — Андраш Елеш — известный венгерский кинорежиссер, театральный постановщик, поэт, который оказал на сына глубокое воздействие. Хотя семья не была религиозной, еврейство всегда оставалось неотъемлемой частью их жизни, и они всегда ощущали себя потомками чудом уцелевших . Немеш говорил, что вырос в семье, где память о Шоа присутствовала всегда, иногда открыто, но чаще — скрыто, через молчание. Молчание стало частью его воспитания, и позже он понял, что то, о чем молчат, не исчезает, а только усиливается. Ласло признался в одном из интервью, что кино для него — способ противостоять забвению. «Мир быстро забывает, особенно то, что не укладывается в удобные рамки. А я хочу, чтобы зритель чувствовал боль и память, как живое присутствие».
Как верно он подметил то, что сейчас наблюдает каждый израильтянин. Как быстро испарилась у мира память о седьмом октября .
Фильм «Сирота» рассказывает о времени после восстания 1956 года против коммунистического режима. Действие разворачивается в 1957 году в Будапеште. Преследования восставших, присутствие советских войск, запрет на ночные хождения по городу, расстрел за нарушение — на месте.
Теперь можно понять все в этом фильме. Ну, по крайней мере, мне!

Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo
ХАЙФАИНФО Новости Израиля из Хайфы