Главная / Новости / МИГРАНТЫ

МИГРАНТЫ

КОДА ЛЮДИ НЕПЬЯНЫМИ ГОЛОСАМИ ПОДПЕВАЮТ
ГИМН ЗА ОБИЛЬНЫМ НОВОГОДНИМ СТОЛОМ — ЭТО ПОРАЖАЕТ

С Александром Волком мы познакомились по телефону. Несколько дней назад он приехал в Сургут. Встретились, поговорили. Надо сказать, любопытный получился разговор. Не ожидал такой откровенности и уверенности от человека, который не является пока гражданином России.


— Александр, как вы, навсегда уехав в Израиль, это случилось 15 лет назад, оказались в Нижневартовске?

—  Этот вопрос мне задает не первый человек. За 15 лет жизни вне географической родины, вне СССР, не обращать внимания на эту огромную территорию и на людей просто невозможно. Наш израильский рынок не бесконечен. И для его расширения нужна Россия.

— То есть это был коммерческий интерес?

— Безусловно. Он нашел свое воплощение в Нижневартовске, как это не странно. Впрочем, ничего странного. Таким вот образом я и оказался здесь.

Почему все срослось, как говорит молодежь? Ответ философский: случайность – непознанная закономерность. Нижневартовск – это конгломерат из трех составляющих: на первом месте моя личная жизнь, далее – развитие бизнеса. И, наконец, закон о возращении соотечественников, который на бумаге уже существует. Мне интересно, когда он начнет воплощаться в жизнь, потому что все последние события пока подтверждают гоголевскую фразу о том, что в России две беды. Я это говорю без сарказма. Просто констатирую факт: каждые три месяца я езжу в Израиль, чтобы продлить визу, хотя законом было обещано другое.

— В общем, есть проблемы. Зная, что такое Россия, нетрудно было догадаться, что они возникнут. В связи с этим такой вопрос: какой видится Россия тем, кто ее покинул много лет назад?

— Хороший вопрос. Для начала нужно определить, что люди (это полтора миллиона человек), которые ехали из СССР, стран СНГ и Прибалтики, — это разнородное общество. Они живут разными общинами. Русскими называют, тех, кто приехал из России, Белоруссии, Украины и немножко из Молдовы. Остальные – «кавкази», т.е. кавказцы и отдельно бухарцы – это выходцы из Средней Азии. Вот эта разнообщинность — она объективна, и она всегда существовала. То, что выходцы из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Прибалтики, смотрят на Россию внимательно, абсолютно однозначно.

Но здесь нужно сделать разделение. Старшее поколение, которым 65-85 лет, они смотрят на Россию и вспоминают, что, к сожалению, были «жидами». И это одно из постоянных направлений в русскоязычной прессе. Такое есть, что мы при СССР были гонимы. Собственно поэтому мы и уехали, не из-за колбасы.

Народ помоложе, который на этот мир смотрит иначе, за слово «жид», простите, СРАЗУ БЫДЛУ бьет в морду, и спокойно себя при этом чувствует, смотрит на Россию уже с прагматичной точки зрения. Израильский рынок труда бывает перенасыщен и Россия — это возможность заработать. Еще это возможность дать детям от 7 до 9 лет язык, потому что ребенок схватил иврит, английский, французский, испанский, а русского не знает. Образованных родителей беспокоит то, что их ребенок будет читать Пушкина и Достоевского в переводе. Поэтому на Россию они смотрят как на возможность: первое — сохранить язык, культуру, второе — заработать и работать, третье (это никуда не уходит) — вернуться к годам своей молодости, к тем эмоциям, которые, безусловно, остались. Вернуться к друзьям, одноклассникам, однополчанам, однокурсникам, сослуживцам по работе. Они готовы приехать и привнести в Россию тот опыт, те знания, которые получили за годы миграции. А иммиграция не бывает простой или легкой, ни у кого, таких людей я не знаю…

— Логичен вопрос: ребята, а где вы были, когда мы тут пережили бандитские времена, жуткую инфляцию, дефолт, теракты и так далее?

—  Ну, во-первых, еще никто никуда не приехал. Во-вторых, нам уже задавали этот же вопрос: где вы были? Вам все дают, вас бесплатно везут, вас встречают в аэропорту, вам дают корзину интеграции – деньги на изучение языка, у вас есть возможность получить социальное жилье. Где вы были, кода мы создавали государство Израиль?

То есть этот вопрос для ЭТИХ людей не новый. Есть расхожая в Израиле фраза о том, что каждый репатриант должен съесть свою ложку нечистот, эта фраза знакома и воспринимается с улыбкой, с пониманием. Мы-то тоже не на курорте жили. Нас всех, полтора миллиона человек ждали, а КАЖДОГО КОНКРЕТНО НЕ ЖДАЛИ, и каждый выживал в одиночку, конкретно в одиночку.

Вопрос о том, где вы были, когда мы переживали дефолт, где вы были, когда у нас теракты, для этих людей смешон. Я не над кем-то смеюсь, просто вопрос сам по себе может вызвать улыбку, потому, что люди ехали в постоянно воюющую страну, где постоянно идут теракты, люди ехали, потому что хотели просто уехать, куда угодно.

На вопрос «а где вы были?» есть и другой, очень хороший ответ: а вы где были, уважаемые граждане России, что допустили это? Что вы делали со страной, пока не пришли к этой стабильности или вертикали власти, или к росту ВВП? Вы же полноправные граждане, вы же выбирали. Значит, это был ваш дефолт, значит, вы так работали, вы вместе все, начиная от правительства и заканчивая, к сожалению, работягами, которые ни в чем не виноваты.

— Кто возвращается в Россию? Что это за люди?

— Сюда едут только те, кто прочно стоит на ногах и никто другой. Люди, которые знают, чего они хотят, у которых прочный тыл в Израиле: дом, родители, семья, бизнес, работа, здоровье. И те, у кого есть понимание ситуации и там, и здесь. И как гражданин Израиля, или как человек с двойным гражданством, думаю, что я его получу, хочу сказать: если в Израиле будет очередная война, я вернусь в страну защищать ее рубежи.

— Что удивило, поразило в России, на Севере?

—  Поразило, точнее, обрадовало, что страна, из неулыбающихся людей, из которой я уезжал, стала другой, по крайней мере, в лице Нижневартовска. Там нормальные люди, нормальные работающие и спокойно смотрящие в будущее. Меня поразил один случай. Представьте, за новогодним столом сидят взрослые люди, экономисты, врачи, студенты, идет разговор. Сидят они и ждут 12 часов. Оказывается, они ждут выступления президента. И вот студентка говорит: «Тише, тише президент сейчас выступает!». И за обильным столом, когда за бортом -35, все замолчали, а потом стали подпевать непьяными голосами гимн. Мне стало за державу обидно, за ту державу, в которой выступает премьер, но его так не слушают, как слушают здесь. И гимн не поют за столом непьяными голосами. Вот это меня поразило и восхитило.

—  И никаких разочарований?

— Ну почему? Есть и негатив. Ежедневно я вижу на улицах молодой народ лет 15-ти и старше, который ходит по городу с пивом, а не идет на спортивные площадки или в библиотеку. Мне жалко этих детей, и мне жалко этих родителей. Это одна сторона. Вторая – по долгу службы встречаюсь с первыми лицами крупных и не совсем крупных строительных, нефтегазовых, торговых фирм и слышу крик отчаяния. Легенда Западной Сибири, президент «Монтажнефтеспецстрой» Павел Скориков, говорит о том, что мы задыхаемся от недостатка неквалифицированных рабочих и готовы их учить, а они идут в охранники, они идут в якобы менеджеры. Люди помоложе, которые сейчас заправляют крупными фирмами и весьма успешно, они тоже видят эту проблему. Они стараются ее решить своими силами, готовы учить людей и учат за свой счет, они предоставляют им жилье – общежитие, они просто показывают, что это возможно. И вот это мое разочарование, недоумение.

Что ж вы сделали со страной за 15 лет, если у вас молодежь не хочет учиться?

Где вы все были? Вы, люди, которые управляете этой страной на разных уровнях, начиная с самого низшего. Почему не налажен тот процесс, через который прошло мое поколение и поколение за мной. Мы знали, что без учебы, без профессии, без мозгов ты не состоялся как человек, ты — никто.

У меня вопрос к моим ровесникам, 50-ти летним руководителям и на 5 лет моложе:

уважаемые ребята, господа, граждане, люди при должности, где вы были, и что вы сейчас делаете?

Почему этой 15-летней девочке и 16-летнему парню интересно пить пиво в подъездах?

Где вы были, когда они только родились, когда им 5 лет было, 10?

Почему вы не сделали то, что сделала страна СССР. Она сделала вас сегодняшними: у вас есть и диплом, и деньги, и понимание, и жизненный опыт. Вы не стали бомжами, вы сейчас наделены властью какой-то законодательной, исполнительной, административной, финансовой и т.д.

Где вы сейчас?

—  Почти крик души. Почему так больно?

— Потому что я здесь родился, вырос, учился, воевал. Появившиеся улыбки – это хорошо, но еще нужен настрой на успех, на преодоление трудностей, на познание мира и желание изменить его. Тогда все будет хорошо.

Беседовал Анатолий Вац,
Главный редактор еженедельника «РЕГИОН-СУРГУТ»

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан