Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Алекс Тенцер. Протоколы жилищных мудрецов (часть 1)

Алекс Тенцер. Протоколы жилищных мудрецов (часть 1)

 

Алекс Тенцер,  — беспартийный

 

Почему правительство платит за квартиры в 3 раза дороже, чем на свободном рынке?

Почему нуждающимся предоставляют жилье площадью в 15 кв.метров, хотя минимальный критерий — 25 кв.метров?

Почему очередь на государственное жилье растет с каждым годом?

Почему первый на очереди может оказаться  последним в получении?

 

По словам нынешнего министра строительства Ури Ариэля, на сегодняшний день государственного жилья ждут 2.620 семей. А в министерстве абсорбции стоят на очереди десятки тысяч семей. Кто же объяснит эту странную разницу, которая отнюдь не связана с показателями репатриации в Израиль?

Обратимся к сухим фактам.

 

История «болезни»

 

1997 год. Стартовал проект «Микбацейдиюр» (который обходится государству в год примерно в 450 миллионов шекелей).

1999 год, отчет государственного контролера: министерство абсорбции платит завышенные суммы за «Микбацейдиюр», не прибегая к проведению конкурсов по выбору того или иного подрядчика. (В результате государство платило от 900 до1220 долларов в месяц за однокомнатную квартиру.Например, в Ашкелоне в районе «Французская деревня» за 10 кв. метров государство платило 1220 долларов в месяц.)

2000-го год, внутренний отчет министерства  абсорбции.  По мнению подрядчиков, цену за квадратный метр в проекте «Микбацейдиюр» можно снизить на 50%, а размеры жилья должны минимум составлять на одного человека — 25 кв..метров, а на семейную пару — 36 кв.метров.

(Увы, этот отчет так и остался на бумаге.)

2006 год, газета «Аарец». Статья с красноречивым заголовком: «Квартиры для репатриантов – крошечные квартиры с сумасшедшими ценами».

2009-го год, отчет госконтролера. 675 пустующих квартир, из которых 449 пустовали от полугода до (!!!!) восемнадцати лет. Расходы на содержание этих квартир обошлись государству в 46 миллионов шекелей!

В том же отчете государственного контролера указывается, что десятки комнат в гостиницах-Микбацейдиюр в Тель-Авиве пустовали на протяжении восьми лет; другие – чуть меньше.

200 единиц жилья в рамках «Микбацейдиюр» в Акко был заселен через три года после того, как его передали министерству абсорбции, которое заплатило за пустующее жилье  15 миллионов шекелей.

«Микбавейдиюр» в Сдероте был заполнен на треть, однако уже упоминавшееся министерство заплатило за пустующее жилье  11 миллионов шекелей.

2013 год. Министерство абсорбции продлило договор без конкурса на «Микбацейдиюр» в Иерусалиме,  каждая комната  обошлась государству 5.800 шекелей —   в 2.5 раза дороже, чем на свободном рынке.

 

О чем говорят жилищные стандарты,

или О площади квартиры, пригодной для жилья

 

31.12.2001, Кнессет. Юлий Эдельштейн, зам. министра абсорбции: «Жилищный стандарт, который уточнил начальник  жилищного отдела Хавив Кацав, составляет на человека 25 метра и на пару 36 метров. Тот, кто придет посмотреть, как живут в «Микбацейдиюр», увидит счастливых пенсионеров…»

18.01.2013, газета «Аарец». «Министерство абсорбции сообщило, что проект «микбацейдиюр» являет собой истинную «жилищную» альтернативу для новых репатриантов – в особенности, для пожилых людей, которые живут в хороших условиях, удовлетворяющих их нуждам. Об этом свидетельствует и тот факт, что министерство до сих пор не получило ни одной жалобы от проживающих в «Микбаце»; квартиры, выдаваемые в рамках этого проекта, пользуются повышенным спросом, и список тех, кто хотел бы жить там, постоянно растет…»

24.11.2014, газета «Аарец». «Предоставляемое государственное жилье не соответствует нормам проживания. Если минимальная квадратура, согласно закону, должна составлять 26 квадратных метров, то тысячи и тысячи обитателей госквартир ютятся на площади в 10, а то и в 15 квадратных метров.»

 

Первый на очереди — последний в получении?

 

Министерство строительства по дешевке распродает без конкурса десятки квартир из фонда социального жилья, но не может найти квартиру на первом этаже для инвалида-колясочника Беллы Эрихман.

54-летняя женщина, прикованная к инвалидному креслу, уже не первый год заперта на третьем этаже в доме без лифта. И речь не идет о «районах повышенного спроса» в центре страны — Белла Эрихман живет в Иерухаме.

В 2013-году министерство строительства сообщило газете «Глобс», что в ближайшее время Эрихман получит нужную квартиру.

В 2015-м году та же самая газета получила ответ: Белла по-прежнему первая на очереди, но квартиры для нее нет.

Спускаться и подниматься ей помогают соседи, однако в последнее время по состоянию здоровья женщина практически на улицу не выходит.

— Я выхожу из дому раз в месяц, а иногда и того меньше, — говорит она. – У соседей не всегда есть возможность помочь мне с коляской, и потому я порой не могу ездить в поликлинику на проверки и показаться врачу.

А вот еще одна история – 80-летнего Бориса Когана из Ришон-Лециона, который 12 лет назад был поставлен на учет для получения государственного жилья.

4 года назад Борису сообщили, что номер его «ожидания» — 95; спустя два года, он был 147-м, а на сегодняшний день номер его очереди… 342 (??!!!!).

В апреле 2014 года, согласно данным газеты «Аарец», в очереди на получении государственного жилья стоят 30 тысяч семей, из которых 24 тысячи – пенсионеры.

В ноябре того же года та же газета, ссылаясь на министерство абсорбции, сообщило, что количество семей пенсионеров, ждущих квартиры отгосударство, увеличилось до 27 тысяч.

По официальным данным министерств финансов и строительства количество выделяемого государственного жилья составляет 2.500 единиц в год. «Амидаровские» и «амигуровские» квартиры распределяются в следующей пропорции: от министерства строительства 65% госжилья получают старожилы («ватики»), от министерства абсорбции – 35%.

В скобках замечу, что пенсионеров большей частью селят в хостелях или в квартирах, распределяемых в рамках проекта «микбацейдиюр».

Кроме того, еще одна существенная деталь: пожилые люди, живущие в хостелях, по причине здоровья нередко «переселяются» в дома престарелых, освобождая места в государственном жилье; высвобождается такое жилье и после смерти его обитателя. Таким образом, становится понятным, что означает эта цифра в 2.500 единиц жилья и откуда она, в основном, берется. Иначе говоря, без серьезной, кардинальной реформы очередь на госжилье не уменьшить!

 

Что делать и кто виноват?

 

Сложившая ситуация говорит в лучшем случае о полном непрофессионализме тех, кто занимается вопросами социального жилья, об абсурдности всех подходов к проблеме. Решения министерств не выполняются, отчеты государственного контролера игнорируются.

Из 11.600 единиц жилья в рамках проекта «Микбацейдиюр» значительная его часть к нормальной жизни непригодна. Стало быть, многие из тех, кто получил квартиры в рамках вышеуказанного проекта, живут за пределами нормальных, установленных государством стандартов.

За сухими фактами стоят человеческие трагедии; десятки тысяч семей до сих пор не смогли решить свои жилищные проблемы.

Что же делать?

Ответ лежит на поверхности.

Как я уже говорил вначале, квартиры «Микбаца» обходятся государству в 450 миллионов шекелей ежегодно. Если привести эти расходы в соответствие, выбирать подрядчиков на конкурсной основе, так, чтобы цены за эти квартиры не превышали рыночные, то высвободившиеся средства можно было бы вложить в строительство нормальных, отвечающих требуемым стандартам хостелей. И, не увеличивая бюджет, сразу же можно было бы резко сократить очередь, ждущих социальное жилье.

Кроме того, следует увеличить пособие на съем квартир: государство обязано взять на себя ответственность за своих граждан, лишенных возможность иметь крышу над головой.

Пришло время – провести коренную реформу социального строительства и прекратить издеваться над людьми!

Я не принадлежу ни к одной партии, даю объективный анализ и предлагаю конкретные, реальные решения.

На протяжении десятилетий «жилищные мудрецы» из-за текущих партийных сиюминутных соображений не только не способствовали решению проблемы, но привели к ухудшению ситуации.

Тем не менее, положение пока еще можно исправить.

Еще можно помочь тысячам семей, отчаянно нуждающимся в жилье.

И я буду добиваться справедливой и эффективной реформы, которая не имеет ничего общего с партийными лозунгами.

 

2015-01-07.jpg

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

1 комментарий

  1. читатель

    При Нетаниягу и Ликуде цены на жилье выросли на сотни процентов — думаете это случайно?
    «Мафия» у всех на виду творит беспредел, но ее никто не замечает.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан