Разгар новой военной операции, которую назвали «Страж стен», пришелся на 15 мая, День провозглашения государства Израиль. Он был отмечен массированным обстрелом с двух сторон. Каждый раз после серии бомбежек наступало короткое затишье. Но, спустя время, сирены выли снова и снова. 11 дней Израиль жил по законам военного времени.
Новая тактика, новые арсеналы
Щит Израиля в эти дни — «Железный купол». Если бы не эти высокотехнологичные устройства ПРО, наделенные искусственным интеллектом, счет жертв войны шел бы на тысячи.
Я еду на юг в расположение израильских частей туда, где установлена система ПРО «Железный купол». Война — это повод увидеть ее в действии.
…Впереди армейская машина, я за ней. Пресс-секретарь ЦАХАЛа, капитан резерва Анна Уколова предупреждает:
— Строго следовать инструкциям. Если слышим сирену, останавливаемся на обочине, выходим из машины, отбегаем на несколько метров, ложимся на землю, прикрываем голову руками.
7 лет прошло после предыдущей операции «Нерушимая скала», когда изнуряющие обстрелы длились около 50 дней. Из Газы было выпущено в общей сложности 4560 ракет и минометных снарядов. Впервые ХАМАС продемонстрировал, что может накрывать ракетами почти всю территорию Израиля, в его арсенале появились ракеты среднего и дальнего радиуса действия, которые долетали до Тель-Авива, Иерусалима и даже до Хайфы. Вот тогда у меня действительно был посттравматический синдром. Я стала слышать сирену даже тогда, когда ее не было.
За семь лет ХАМАС перевооружился, обновил арсеналы, изменил тактику боя. И сегодня за 11 дней на Израиль уже выпущено 4340 ракет, из которых более, не долетев до Израиля, 600 упали на территории Газы. Под угрозой оказались 70% израильской территории.
Война с искусственным интеллектом
Чем ближе к границе, тем слышнее взрывы. Я еду за армейскими, куда — не знаю. Места дислокации большинства расчетов ПВО засекречены. Я предупреждена, что нельзя снимать план местности, лица солдат боевых расчетов. Такова специфика армии, требования военной цензуры и реалии военного времени.
Приезжаем на место. Надеваем бронежилеты и каски. Батарея «Железный купол» перед нами. И снова короткий инструктаж:
— Близко не подходить. Если вдруг ракета полетит на перехват, от звука ее запуска можно получить контузию, травмировать слух.
Вот она, чудо-машина — первая в мире умная система для перехвата ракет. Гордость Израиля и его надежда. «Железный купол» снабжен системой искусственного интеллекта, хотя решение о запуске ракеты-перехватчика принимает все-таки человек.
— Радар, — говорит Анна Уколова, — обнаруживает ракету в момент запуска и отслеживает траекторию ее полета. Если ракета летит на жилые районы, ей навстречу операторы запускают ракету-перехватчик, которая уничтожает снаряд высоко в небе. Каждая установка «Железного купола» работает круглосуточно и может отвечать на несколько атак одновременно. «Железный купол» очень мобилен, функционирует при любых погодных условиях, устанавливается на любой местности и даже приспособлен для работы на кораблях военно-морского флота в условиях плавания.
Жизнь дороже
«Железный купол» — система дорогостоящая. Каждый пуск ракеты-перехватчика стоит от 30 до 40 тысяч долларов. Но, как говорит капитан Уколова: «Жизнь граждан Израиля намного дороже».
— Сколько таких систем участвует в операции «Страж стен»?
— Эта информация не разглашается. Батареи расположены в разных частях Израиля так, чтобы максимально защитить территорию. Эффективность защиты — 90 процентов.
Чтобы осознать уровень угрозы, нужно понимать, что Израиль очень маленькая страна и Газа совсем близко:
Например, до Тель-Авива 70 километров по прямой. Это как на дачу поехать.
В зависимости от мощности, снаряды из Сектора долетают до цели за 15–45 секунд, именно столько времени есть у человека, чтобы спасти свою жизнь: укрыться в бомбоубежище, в любом защищенном месте или, если нет укрытия рядом, лечь на землю и закрыть голову руками.
За спиной у нас граница. Где все время, пока Аня проводит ликбез по работе ПВО, слышны глухие разрывы. На иврите для них есть слово «бум». Это не восклицание, как в русском, а вполне конкретное существительное, обозначающее взрыв ракеты. Представляю, как не очень эффектно буду падать в армейском бронежилете и тяжелой каске.
— Падать головой по направлению к взрыву, — уточняет офицер расчета, инструктируя нас.
Когда все это кончится
За 10 дней этой войны — 10 израильтян убиты, 100 ранены. Уже 10 дней не прекращаются залпы по югу Израиля. Люди практически переехали жить в бомбоубежища. Научились спать одетыми, натренированы выносить своих спящих детей на лестничную клетку. Почему такое количество жертв?
— Если бы «Железный купол» не работал так эффективно, количество жертв было бы другим, — продолжает пресс-секретарь ЦАХАЛа Анна Уколова. — Это были бы тысячи жизней. Мы видели это в Рамат Гане, городе прилегающем к Тель-Авиву. Там ракета буквально «прошила» 4 высотных здания, под ударом оказались около 80 семей. А теперь представьте, если бы не было «Железного купола». Мы бы говорили совсем о других цифрах.
Каждую ночь израильские ВВС бомбят Сектор Газа. Нарушено сообщение, нет электричества. Разбиты штабы, уничтожены десятки складов, арсеналов, уничтожены командиры бригад ХАМАС и их резиденции, пусковые установки, противотанковые расчеты, офисы разведки. На данном этапе военной операции как оценивает угрозу армия? Разные источники говорят о перемирии не сегодня, так завтра. Когда все это кончится?
— Мы не имеем привычки недооценивать врага и понимаем, что до тех пор, пока не прекратятся ракетные обстрелы, наша цель не достигнута. Армия нанесла больше тысячи точечных ударов по Сектору Газа. Наша цель одна и она остается неизменной — защитить людей. Пока будут подвергаться опасности жизни граждан Израиля, мы будем наносить удары, — говорит Анна Уколова.
Из мобильника не перестают поступать сообщения: сирена в Ашдоде, Ашкелоне, в Бершеве. Такие мобильные приложения есть в телефонах всех израильтян. В режиме реального времени, на карте появляются красные точки. Это выпущенные ракеты. Перехвачены они или упали, мы узнаем позже из сообщений в ленте.
— Чем атакует ХАМАС? Почему одни снаряды падают около Газы, другие летят на Тель-Авив?
— Арсенал ХАМАС не тот, каким он был в 2014 году. Залпы по центру и югу намного массированнее. Каскад ракет рассчитан на то, чтобы нарушить способность «Железного купола» сбивать цели. В этой войне ХАМАС использует начиненные взрывчаткой беспилотники.
Если бы один такой беспилотник взорвался около жилого дома, были бы огромные жертвы. Но все беспилотники сбиты «Железным куполом».
Кроме того, ХАМАС использует противотанковые снаряды. Если говорить о ракетах, то, чтобы они долетели до Тель-Авива, нужно сложное производство и системы запуска. Ракеты ближнего радиуса действия производить и запускать легче. Поэтому у самой границы залпы не прекращаются.
— Это правда, что они чуть ли не вручную запускаются?
— У каждой ракеты — своя система запуска. Есть ракеты легкие, которые даже границу не перелетают, разрываются на территории Газы.
— Служба при «Железном куполе» считается в армии одной из самых сложных. Кто обслуживает этот комплекс?
— Подразделение «Железного купола» — это люди, которые прошли отбор. Цель ребят — защита и охрана установки, как военного объекта. И, конечно, они понимают, что сегодня в буквальном смысле слова защищают свои семьи, своих близких, друзей, родителей.
— А как относятся родители к тому, что дети на войне, а они дома?
— Практически все родители в Израиле прошли военную службу. Это специфика нашей страны. Конечно, все семьи ждут и надеются.
Дислокация «Железного купола», конечно, засекречена, но не для израильской мамы. К расчету подъезжает автомобиль. В багажнике пять коробок с огромными тортами. Татьяна очень спешит до начала бомбежки развезти солдатам приготовленные ею угощения.
— Мы волнуемся за ребят, — говорит она, — и, конечно, надеемся, что они вернутся домой целыми и невредимыми.
Елена Шафран, главный редактор Carmel Magazine
Опубликовано в «Новой Газете»
Май 2021
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo