Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Журналистское объединение. Хай! Цафон / Марина Яновская. Израильская песня. ШАЛОМ ХАНОХ: ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ

Марина Яновская. Израильская песня. ШАЛОМ ХАНОХ: ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ

Ну, не знаю, вторая ли, возможно, уже четвёртая, а то и больше. В сентябре с. г. ему исполнится 75 (родился в сентябре 1946 г.). Хороший возраст для создания очередного альбома с конкретно местным названием «Герцель Лилиенблюм». 

В Израиле, безусловно, нет человека, не слышавшего это имя. С конца 60-х годов и по сей день Шалом Ханох находится в самом центре израильской сцены. Его песни влияют на умы и сердца практически всех израильтян. Песни его будят воображение, вызывают ностальгию, взывают к совести, тексты, помимо лирики, нередко пророческие, в большой степени актуальные, порой даже «убойные».

    Таким многие воспринимают его: закрытый от светской жизни, светских тусовок, от журналистов, даже слегка зажатый (в контактах). При этом в контакте при полном взаимопонимании с ведущими израильскими музыкантами, среди них полная ему противоположность – Шломо Арци.

    Не могу не сравнить Шалома Ханоха с Ариком Айнштейном, которому он, как и многие другие авторы, обязан выходом на сцену. Да, Ханох – такой же, как Арик: человек, не могущий и не желающий сказать ни о ком дурное слово. Он – человек, не ждущий вдохновения, отвечающий на каждое событие в жизни, так или иначе затрагивающее его. И совсем иной, чем Арик: не могущий жить без сцены, без публики, автор и музыки, и текстов множества известных всем песен.

Свою творческую карьеру Шалом Ханох начал в конце 70-х гг. прошлого века, когда произошло их знакомство. Арик Айнштейн был известным «открывателем» молодых талантов. Тогда они выпустили три альбома, вошедших в сокровищницу отечественной рок-музыки. Спустя много лет, в 1999 г., они сделали ещё один совместный альбом «Мускат». А вообще Шалом Ханох сочинил такое количество песен, что без труда может сыграть десять разных концертов. По определению, Шалом, вкупе с Ариком, отец израильского рока.

На протяжении последних 15 лет (а то и больше) Шалом Ханох выступает с программой «Ециа» («Выход»). На сцене постаревший рыцарь Шалом Ханох и его оруженосец Моше Леви (кстати, его фамилия означает «спутник», только не в космосе). Моше Леви – пианист, аккордеонист, аранжировщик, работает со многими израильскими артистами. Ханох в прекрасной форме, голос его звучит в полную силу, он играет на гитаре, запросто и без напряжения общается с публикой.

    Очень многие песни, имеющие хотя бы некоторую продолжительность сценической жизни, узнаваемы слушателями буквально с первых аккордов вступления и встречаются аплодисментами и выкриками радости. Однако начало исполнения самой грозной, яростной, обличающей песни Шалома Ханоха «А-ли-мут» («На-си-ли-е») практически всегда вызывает недоумённое молчание слушателей в зале. И окончание этой песни тоже не вызывает бури аплодисментов. Действительно, кого в наше время и в нашем месте волнует эта тема, да ещё в песне, да ещё на концерте!

    Зато песни прежних лет вызываюту публики сладкие вздохи воспоминаний: какими они, Моше и Шалом, были тогда молодыми, не седыми. Словом, «были когда-то они рысаками». Шалом Ханох и Моше Леви исполняют такие любимые всеми поколениями израильтян песни, как «Мая», «Лама ли лакахат ла лев» («Зачем мне переживать»), «Адам бе тох ацмо» («Человек в себе»), «Соф онат ха-тапузим» («Конец жаркого сезона»), «Машиах» («Мессия»), «Лайла» («Ночь»), «Авшалом» и множество других.

    Практически все концерты этой пары стареющих рыцарей эстрады собирают полные залы. Каждая песня Ханоха – добрый кусок израильской истории, действительности, сущности. Его автопортрет – это и портрет общества. Пророческая песня «Мехаким леМашиах» («В ожидании мессии») с поразительной точностью воплощает свои предсказания вот уже более 30 лет.

Его пронзительная, проникновенная, чувственная любовная лирика помогает влюблённым найти общий язык. Мне довелось побывать на этих концертах, напоминающих сеанс массового гипноза, аж 8 раз! Более того: несмотря на то, что мне ни разу не удалось «завлечь» его на беседу, по окончании каждого выступления, когда он спускается со сцену, подходила к нему и получала заслуженный поцелуй в щёчку.  

    Не только влюблённых, но и политиков, и моралистов, и даже биржевиков обильно снабжает Ханох своими текстами. А музыка… можно сказать, что он был настоящим классическим мелодистом в начале пути, когда все они были молоды. Однако тогда его «Царот товот» («Неприятности»), «Наташа и Пьер» (да-да, конечно, Наташа Ростова и Пьер Безухов – израильтяне ведь тоже учили в школе «Войну и мир») не стали шлягерами. Зато сейчас их мягкая славянская мелодика так дивно ложится на слух, так удивительно точно перекликается с песней «Ахават неурай» («Моя юношеская любовь») из одного из последних альбомов «Ор исраэли» («Израильский свет»). Есть ещё одна песня на вечную тему любви: пламенная баллада «Леат-леат» («Не спеша»). От неё тают все слушатели, я не исключение.

    А вот эта песня как-то прошла стороной для большинства слушателей. Видимо, израильтяне не слишком знакомы с такой тематикой – и это их счастье. Что же касается меня, хронической поклонницы и Арика Айнштейна ז»ל, и Шалома Ханоха (да и ещё кое-кого, о чём позже), именно содержание песни вдохновило на эквиритмический перевод.

      Итак, ПЕСНЯ ШАЛОМА ХАНОХА «Ознаим ле телефон» (буквально: «Уши в телефоне»). Слова, музыка, исполнение: Шалом Ханох. Альбом «Эрев-эрев» («Каждый вечер»), 1997.

                                                                 «Прослушка»

 1.  Западни тут у них на каждом шагу,

Всюду слежка, агенты, контроль.

Так и не понял, от кого я бегу,

Не заметил, что сыграл чужую роль.

Не почуял, что они взяли след,

Не просёк, что меня засекли.

Преподнёс себя на блюде, как рулет.

Так смогу ли выпутаться из петли?

ПРИПЕВ

Опасаюсь, а выйду ли живьём?

Опасаюсь, что счёты сведут.

Их прослушка в телефоне моём,

Их глаза только случая ждут.

2. Как преступника, взяли в охват,

Днём и ночью мне спасу нет.

Ведь каждый из них будет рад,

Если я неправильно оценю момент.

Струна оборвалась, горло хрипит.

Я пылаю, горю, как сухостой.

И меня, как былинку, ветром кружит,

Рад торгаш мне, монетке простой.

ПРИПЕВ

Опасаюсь…

 3. Не пойму, как попался в капкан.

Угодил головой вперёд.

Вот он, чёрно-белый экран,

И кино на нем крутят наоборот…

 

**Как мне кажется, в тексте песни прослушиваются некоторые ассоциации с Высоцким, в частности, с песней «Охота на волков».

Марина Яновски

Фото Ханох на Арадском фестивале (Википедия)

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com