Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Журналистское объединение. Хай! Цафон / Елена Кочина. Яблоки в меду на Рош а-Шана

Елена Кочина. Яблоки в меду на Рош а-Шана

Вы никогда не задумывались, почему каждый год в Рош-а-Шана мы макаем яблоки в мед?

То, что в мед, это понятно, чтобы год был сладким. А вот почему именно яблоки, а не какой-нибудь другой фрукт? Об этом впервые я задумалась год назад, когда готовилась к празднику. А ведь он в нашем доме отмечается уже очень много лет! Многие вещи делаются по инерции и не заставляют удивляться. И вдруг удивление: почему именно яблоки? Нигде, ни в каких книгах я не встречала объяснение этому.

Может, забыла? Я кинулась листать страницы «Шульхан арух» и «Практики иудаизма» рава Лау, но ответ не нашла. Тогда я обратилась к своему излюбленному способу добывать информацию: разослала вопрос всем своим знакомым, сведущим в области еврейского знания. Вопрос оказался трудным, но ответ на него все же пришел от одного человека. Им оказался рав Рувен Смолкин из Цфата. Он написал мне, что об этом можно прочесть в нескольких местах Талмуда и книге «Зоар»и написал несколько объяснений.

Например, Бен Иш Хай считает, что яблоко является символом наших просьб об изобилии в том, что касается всех наших материальных потребностей на весь год, потому что этот фрукт имеет вкус, вид и запах.

А рабби Хама от имени рабби Ханина считает, что, макая яблоки в мед, мы просим Всевышнего смягчить меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком. Он приводит доказательство этому сравнению. Подобно тому, как плоды яблок предшествуют листьям, так же евреи, стоя у горы Синай, декларировали: «Сначала сделаем (исполним), а потом услышим (изучим и поймем)».

А «Зоар» считает, что яблоко нейтрализует вредное воздействие вина, что еще раз подчеркивает важную составляющую еврейской культуры — трезвость, — о чем я не так давно писала. Может быть, кто-то подумает, какая разница, что мы будем есть в день Суда?

Возможно, что кто-то даже усомнится, а есть ли Суд вообще? Оставим сомнения ему, это его жизненная позиция и его выбор. Иудаизм всегда считал, что человек — это то, что он ест, поэтому у нас и соблюдается кашрут, хотя сейчас речь не о нем. То, что мы едим в каждый конкретный праздник, называется «симаним» и символизирует своеобразное обращение к Творцу мира и веру в то, что Он удовлетворит нашу просьбу.

Кроме яблок, политых медом, которыми мы молим о том, чтобы наступающий год был добрым и сладким, мы ставим на стол голову рыбы, чтобы быть во главе, а не в хвосте, блюда из рыбы, чтобы наша семья, наша родня, наш народ умножался,

  • гранаты, чтобы заслуги наши увеличивались, подобно количеству их зернышек;
  • морковь, лучше всего порезанную кружочками, потому что, с одной стороны, на иврите слово «морковь» (гезер) того же корня, что «гзар дин» (приговор суда), т.е. мы просим для себя добрый приговор. (Тыква на столе являет собою ту же просьбу).
  • С другой стороны, оранжевые кружочки, если они отварены в воде с добавлением сахара с корицы, похожи на монетки, и этим незатейливым блюдом мы пытаемся притянуть к себе заработок на весь последующий год.
  • Финики (тамар), свекла (сэлек) и, если я правильно перевожу, лук порэй (луф) являют собой просьбу о том, чтобы наши враги были прикончены и истреблены. Пусть все так и будет! Шана това и мэтука! Гзар дин тов! Ам Исраэль хай! Амен!

Елена Кочина

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com