Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Журналистское объединение. Хай! Цафон / Елена Кочина. Положительный приговор… Что на него влияет

Елена Кочина. Положительный приговор… Что на него влияет

Как Вы думаете, что более всего может повлиять на положительный Приговор в день Искупления, т.е. что нас искупает в Йом аКипурим, который завершает дни Трепета?

Основные действия в этот день — пост и молитва. Значит, оба они одинаково важны, и нельзя сказать, что чем-то из этих двух компонентов можно пренебречь, тем более что цель и поста, и молитвы — одна и та же — привести человека к тшуве.

Ведь разве пост существует для того, чтобы уморить нас с голоду? Конечно, нет. Пост каким-то образом помогает нам осознать себя в мире и привести к смирению, которое Рамбам считал высшей этической характеристикой человека. Смирение приводит к раскаянию, избавлению от гордыни. Молитва, установленная еще во времена Второго Храма, доводит наше душевное состояния до настоящего очищения, помогает вернуться к Истокам, отмыв запачкавшуюся одежду души, потому что душа наша чиста и Б-жественна, пачкается лишь ее одежда.

Какую легкость чувствуешь, когда заканчивается Неила ( последняя молитва Йом Кипура)! И кому удается сделать тшуву, получает добрый приговор. Мало этого, такому человеку удается совершить невероятное: сесть в машину времени, оказаться в прошлом и отменить свое греховное деяние, анулировать его.

Кто-то посмеется: как такое возможно?! А вот возможно! Обратите внимание на то, что корневые буквы слова «тшува» на иврите те же самые, что и в слове «шаббат». Это не случайно. И шаббат, и тшува меняют нашу душу, которая растет и выходит за рамки нашего мира, где не существует времени . Оказавшись во вневременном пространстве, можно влиять на прошлое. И это не фантастика.

А как быть людям, которые никогда не ходили в синагогу и не молились и не хотят этого делать? Например, сегодня утром я услышала, как одна женщина, которая собирается поститься в Йом Кипур, но все время проведет дома, давала советы, как легче перенести пост. Она в это время собирается читать книгу Василия Шукшина. Это вызвало у меня недоумение и вопрос: а для чего тогда пост? Не получится ли, что чтение литературы, отвлекающей от тшувы, нивелирует ее голодовку? С этими мыслями я вышла из дома и отправилась плавать в море, где случайно столкнулась с рабанит Орли, женой нашего рава. Она очень обрадовалась, увидев меня, потому что ей нужна была помощь, чтобы сделать твилу, и я подержала ее шапочку, чтобы она с головой окунулась в море перед Йом Кипуром.

Я тоже была очень рада, потому что задала ей свой вопрос: для чего поститься, если во время поста читаешь художественную литературу? Какой смысл? Она посмотрела на меня очень серьезно и быстро-быстро заговорила: «Очень большой смысл! Значит, все-таки для этой женщины этот день очень важен! И на Небесах это зачтется!» — и поплыла себе дальше.

Наша случайная встреча, конечно же, не была случайной. Так происходит мой разговор с Всевышним. Он послал мне ответ через рабанит и преподал урок милосердия, чтобы никого не судила я строго.

И может быть, в связи с этим хочу я вспомнить двух козлов. Не смейтесь, это не о людях, а именно о козлах, о которых и Вы порой вспоминаете, употребляя всем известную фразу «козел отпущения», которым никто не хочет быть. Дело в том, что во времена Храма в Йом Кипур существовал ритуал, заповеданный Торой: «Аарон возьмет двух козлов, поставит их перед Б-гом у входа в шатер Откровения. И возложит Аарон на обоих козлов жребий: один жребий для Б-га, а другой для Азазеля. И приведет Аарон козла, на которого выпал жребий для Б-га, и принесет его в грехоочистительную жертву. А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, пусть оставит живым перед Б-гом, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню». (Ваикра 16: 7-10).

Азазел — это, по определению Раши и Талмуда, обрывистая каменная скала, возвышающийся пик, с которого этого козла сбрасывали вниз на верную гибель, и он уносил с собой все грехи, от которых евреи хотели избавиться. Но в чем весь цимус? В том, что оба козла с такой разной судьбой, должны были быть абсолютно одинаковыми, как два близнеца. И по виду, и по размеру, и по цене — все должно совпасть. Судьбу их решал жребий — вторжение случайного. Но как же так? Ведь случайностей не бывает! Все в руках Небес! Тем не менее, это драматическое по своей сути действие должно было смягчить Всевышнего. Ему как бы говорилось, что человек, который должен был бы быть на месте козла отпущения, может иметь снисхождение, хотя бы потому, что иногда его окружение, общество, время, в которое он живет, влияют на него отрицательно, независимо от его воли. Не всегда человек властен над собой.

Так, нельзя в полной мере обвинять рожденных в СССР в том, что они далеки от Всевышнего, потому что они оказались «украденными младенцами», которых оторвали от национальных корней. Кто-то к своим корням уже вернулся, кто-то в процессе, а кто-то, увы, так и умрет, не вспомнив, кто он на самом деле. У каждого свой путь и свой выбор.

В заключение хочу ответить на вопросы своих друзей. Во-первых, Йом Кипур начнется сегодня вечером 15.09.21. в 18.05. (по еврейскому календарю 10 тишри) и закончится 16.09.21. в 19.22. С наступлением праздника вступят в силу запреты на ношение кожаной обуви, еду и питье, мытье, умащение, супружескую близость, а также все шаббатние запреты. Галаха рекомендует в канун Йом Кипура много есть и пить, как в праздник. Продолжаем обмакивать хлеб не в соль, а мед. Во время первой трапезы этого дня едят рыбу и креплах.

Желательно есть пищу, которая быстро переваривается. Не едят чеснок, лук, яйца, не приправляют острыми специями.

Молочную пищу можно есть в первую трапезу, но перед креплах, естественно. Последняя трапеза перед цом называется сэуда мафсекет, не принято в этой трапезе есть рыбу. Еда должна быть легкой и не обильной. Закончить есть нужно до захода солнца, ко времени зажигания свечей.

По окончании поста сначала нужно выпить два стакана воды медленно. Потом сладкий чай. Еда не должна быть обильной. Всем хорошей записи, мои дорогие друзья! Люблю вас и желаю вам всем доброго и сладкого года!

Елена Кочина

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com