Погожее летнее утро. Солнце поднялось уже довольно высоко. Жарко… Жулька запряталась в небольшую картонную будку, которая была на балконе. Маленькая собачка, с выпуклыми черными глазками, была очень похожа на карликовую обезьянку, с характером, присущим этим приматам: неусидчивая, капризная, вертлявая, непослушная. Хозяйка обожествляла свою любимицу и прощала ей все «грехи». Правда, и Жулька любила ее.
Жюля сейчас дома одна. Высунув язык, созерцала из будки, как стайка воробушков залетела на балкон и второпях клевала крошки хлеба и творога, что остались от завтрака собачки недоеденными. Среди воробьев Жулька увидела Нахаленка. Это он, наверное, пригласил к ней в гости своих друзей. Собачка припомнила несчастный случай, который произошел с Нахаленком, когда он дразнил Жулю, и она покалечила ему крылышко. Как давно это было? Тогда, благодаря Манюне, они и подружились. Интересно, а где теперь черепашка? Жульке очень не хватает ее.
Вспоминает события, которые произошли с ней недавно. Хозяева поехали на неделю в гости и поместили ее в частный пансионат для собак. Находилась в общем вольере с собаками разных пород. Среди них она была самой маленькой. Как они издевались над ней! Съедали ее пищу, кусали, не давали спать. Хозяева ее едва спасли, когда, возвратившись из гостей, забрали домой. Долго после этого она сердилась на хозяйку, но, наконец, простила. Ведь ее любят и больше так не поступят с ней…
Горячий воздух заполняет место обитания Жули, и она оставляет будку. Стая воробушков испуганно взлетает и исчезает за балконом. Остается только Нахаленок. Жулька приближается к нему. Крохотное тельце птички трясется от страха: можно ли доверять собаке? Нахаленок все же остается на месте, готовый взлететь мгновенно, если ему будет угрожать опасность.
Не проявляя агрессии, Жуля медленно приблизилась к Нахаленку, обнюхала его и лизнула в хохолок. Нахаленок взлетел вверх и опустился ей на спину, но его затея собачке, по-видимому, не понравилась, и она стряхнула его. Воробушек уселся возле нее. Жуля поглядывала на него, будто что-то хотела спросить: возможно, где Манюня? Нахаленок тоже пристально вглядывался ей в глаза, не понимая, чего она от него хочет. К сожалению, птицы не понимают собачьего языка, как и собаки — птичьей речи. Диалога между ними не состоялось…
Нахаленок еще какой-то миг вглядывался в глаза Жуле, и, не понимая, чего она от него хочет, оставил ее и полетел догонять своих товарищей. Жулька грустно смотрела ему вслед. Как ей хотелось взлететь вместе с ним в необъятную голубизну неба, но собаки не умеют летать. «Каждому — свое…», — вздохнула тихо и пошла к клетке, в которой сидел белый голубь.
Когда хозяев не было дома и Жюля оставалась одна на балконе, она часто играла с ним. Вот и теперь подошла к клетке и просунула носик между прутьями. Голубь подскочил сразу к ней, стараясь отогнать ее от своего жилища и клюнуть собачку в нос. Жулька ловко отскакивает и заливается звонким лаем. Оббегает клетку и снова повторяет свой маневр.
Она любит голубя, как и он ее. Оба это хорошо знают. Вреда друг другу не нанесут: не больше, чем игра. В конце концов это им надоедает. Голубь залезает на жердочку и своими умными глазами грустно посматривает на Жулю. Наверное, ему, как и Нахаленку, очень хочется на волю, но такая уж его судьба: век прозябать в клетке…
Жуля подходит к другой клетке с зеленым попугайчиком. Птичка забивается в далекой уголок и, ощетинившись, готова постоять за себя. Ощущает, что собачка ее не любит. Жулька в самом деле не выносит попугайчика. Ревнует к хозяйке. Собачке кажется, что с того времени, как приобрели клетку с попугайчиком, хозяйка ему уделяет уж слишком много внимания. Жулька не раз за время отсутствия хозяев хотела расправиться с попугайчиком, но толстые прутья клетки мешают проникнуть к птичке. И все-таки Жульку не оставляет надежда. Вот и сегодня бегает вокруг и грозно ворчит, но все напрасно: крепко закреплена клетка на подставке. И как Жулька ни старается добраться до попугайчика — все напрасно. Вечереет. Исподволь спадает жара. Жюля снова забирается в свою будку
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа