Просматривая местную печать, увидел объявление: «Отдам в хорошие руки двухмесячную собачку…».
На днях погиб мой котик, попав под колеса машины. Чтобы хоть как-то уменьшить боль потери, решил взять собачку. Отыскать дом по указанному в газете адресу было нетрудно.
Дверь отворила женщина преклонного возраста.
— Вам кого?
— Я по объявлению насчет щенка.
— Проходите.
Громко лая, в коридоре на меня набросились две собачки. Были очень похожие. Отличались разве что ростом. Бабушка пригрозила им, и те улеглись на коврик возле входной двери.
— Ни за что не отдала бы Дружка, если бы смогла прокормить обеих, — жаловалась она. Очень уж умная собачка, намного умнее матери. Дружочек, мой маленький, иди ко мне! — позвала щенка.
К нам подошла собачка и легла возле ног бабушки. Из коридора за всем, что происходило в комнате, внимательно наблюдала его мама.
— Так тебя Дружком звать? — наклонился я над щеночком, чтобы погладить. Он залаял и спрятался под стул, на котором сидела бабушка.
— Недавно Дружку исполнилось два месяца. Ест все, что даю. Вы только посмотрите на него, какой он хорошенький, — сказала грустно, взяла собачку и посадила себе на колени.
Сказать, что слова хозяйки относительно красоты собачки соответствовали действительности, было бы значительным преувеличением. Обычная дворняжка с помесью лайки и фокстерьера. Но для нее, наверное, он был лучшим творением природы. Правда, взгляд, которой время от времени бросал на меня щенок, свидетельствовал о том, что относительно умственных способностей его бабушка не ошибалась.
— Так возьмете его? — с надеждой глянула на меня. — Вижу, вы хороший человек.
Дружок, наверное, догадался, что решается его судьба. Освободился от бабушки и бросился в коридор, спрятавшись за спиной мамы. «А он, действительно, умный», — подумал я, сказав:
— Беру… Сколько заплатить вам за него?
— Бог с вами, мужчина, какие деньги! Лишь бы ему было хорошо! Берегите его, не обижайте и хотя бы иногда по телефону звоните мне, как он…
На глазах у нее застыли слезы. Старушка вышла в коридор, взяла Дружка, замотала в платок, перекрестила, поцеловала в лобик и отдала мне. Бросив ассигнацию на стол, поблагодарил бабушку и покинул квартиру, прижимал к себе крохотное тельце собачки. Щеночек своими маленькими глазенками вглядывался в нового хозяина…
В первый день пребывания на новом месте Дружок ходил по квартире, обнюхивал все вокруг, иногда ложился в углу коридора и тихонько попискивал, скучал по маме. Но он быстро привык к новым условиям жизни. Не отходил от хозяина. Когда тот работал за компьютером, ложился возле него и дремал.
Во время прогулок не отставал от хозяина ни на шаг. Оставляя одного дома, слышал его лай, спускаясь ступеньками. Не любил Дружок оставаться в одиночестве, грустил. Когда возвращался, встречал меня радостным повизгиванием и прыгал вокруг меня. Пришлось приложить немало усилий, чтобы собачка привыкла к ошейнику и поводку.
Через год он уже сопровождал меня на рынок и в магазины. Когда впервые оказался возле пруда, неожиданно прыгнул в воду и поплыл. Накупавшись, вышел на берег и, стряхнув остатки воды, улегся в зарослях ивняка.
Часто ездил со мной на дачу. Заходил к автобусу, залезал под сидение возле меня и сидел тихо: не все пассажиры любят, когда с ними едут рядом собаки. Как он догадывался, оставалось загадкой.
От остановки автобуса до дачи — километра три. Я спускал Дружка с поводка, и он бежал к домику. Если кто-то сидел в зарослях, громко лаял, предупреждал хозяина об опасности. А какой у него был бег! Казалось, будто плыл в воздухе, едва касаясь лапками земли.
Понимал все, что говорил ему. Разве что разговаривать не умел. Когда звучал телефонный звонок, Дружок подбегал к аппарату, громко лаял, чтобы я услышал из кухни и снимал зубами трубку, подавая мне. Услыхав, что идем на прогулку, радостно вилял хвостом, брал в зубы поводок и нес мне.
Июльским знойным днем в открытую дверь балкона в комнату залетел голубь. Прыжок — и несчастная птичка оказалась в пасти собаки. Я своевременно заметил, что произошло. Подошел к Дружку и освободил голубя. К счастью, пес не травмировал его.
С каждым годом Дружок делался умнее и набирался опыта. Хорошо защищал «свою территорию», бросаясь даже на овчарок. Вступал в стычки с большими собаками, дабы завладеть самкой, и выигрывал: «дамы» почему-то отдавали предпочтение Дружку.
Осенним вечером, прогуливаясь с ним, натолкнулся на большую стаю собак во главе с беленькой самочкой. Не знаю, почему белянка бросилась к Дружку. Наверное, он понравился ей. Около десятка взбешенных собак, готовых на все, ринулись за ней. Испугавшись, чтобы не растерзали моего любимца, подхватил того на руки и, сопровождаемый собаками, добрался домой.
Однажды мне нужно было уехать в длительную командировку. Пришлось оставить собаку у знакомых. В воскресенье, взяв Дружка с собой, те поехали в лес за грибами. Когда уже возвращались, на опушке леса собака остановилась возле норки и зарычала, разгребая лапами землю. Вытянула из ямы маленького лисенка. Мужчина взял зверька домой. Со временем из него выросла большая лиса, которая и сейчас живет у моих знакомых.
Когда Дружок возмужал, отпускал его одного на прогулку. Наблюдал, как он переходил улицу на зеленую вспышку светофора. Нагулявшись, возвращался к дому, подбегал к балкону и громким лаем просил пустить в квартиру.
Как-то майским утром меня неожиданно вызвали в университет. Даже машину ректора за мной послали. Дружок в это время где-то бегал. Несколько раз звал его, но он не отозвался. Водитель напомнил, что нужно срочно ехать. Возвратившись домой, увидел, что у двери квартиры в подъезде сидит Дружок и горько плачет. Позже соседи рассказали, что видели его возле нескольких магазинов и главпочтамта. Наверное, искал меня там, где мы часто с ним бывали.
А однажды после вечерней прогулки Дружок не вернулся домой. Искал его весь вечер — не нашел. Через двое суток, в шесть часов утра, услышал надрывной лай. Вышел на балкон: возле подъезда стоял Дружок. Выбежал и отворил ему дверь. На шее увидел веревку с отгрызенным концом. По-видимому, его похитили и привязали, но он сумел удрать.
Несколько раз Дружок попадал под машины, но судьба к нему была милостивой. Оставался живым. После этих приключений одного его уже не отпускал на улицу.
Шли годы. Дружок состарился. Не обошли его и болезни. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, ослеп. Передвигался тяжело. Ночами стонал от боли. Подходил ко мне и терся о ноги, прося помочь. К сожалению, его уже нельзя было спасти…
Ночь молча глотала шорохи. По небу медленно плыла луна. Едва мерцали звезды вдали. Дружок умирал в страшных мучениях…
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.