Елена Горовая. Пляска смерти и COVID-19

Одни из любимых моих поездок времён работы в Питере – в Таллин.

Мы ездили туда на автобусах и заходили порт Таллина в круизах по Балтике.

Программа поездок могла быть разной, но пешеходная экскурсия по старому городу – обязательная часть.

Недавно коллеги сообщили, что закрылось кафе Peppersack, расположенное в купеческом доме 17 века. Старый город — большинство заведений там было ориентировано на обслуживание туристов. 18 лет Peppersack радовал нас вкуснейшей выпечкой и прекрасными обедами. Добила его пандемия.

О Таллине я могу рассказывать бесконечно.

Но в контексте этих событий напомню об уникальной работе Бернта Нотке, которая сохранилась в церкви Нигулисте.

Бернт Нотке Bernt Notke — немецкий художник и скульптор второй половины XV века.

Самой известной считается его скульптурная работа Святой Георгий и дракон.

А в музее церкви Нигулисте сохранилась знаменитая Пляска смерти.

 
Бернт Нотке. Пляска смерти

Бернт Нотке. Пляска смерти

 

Работа Бернта Нотке на эту тему украшала любекскую Мариенкирхе. Она утрачена в годы Второй мировой, сохранилась только довоенная чёрно-белая фотография.

Авторские версии сохранились в Стокгольме и Таллине.

Нигулисте находится в той части города, которая сильно пострадала от бомбардировок наступающей советской армии. На счастье, церковь уцелела.

Пляска смерти – популярный аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья о бренности бытия.

Разные художники изображают персонифицированную смерть, которая ведёт к могиле представителей всех слоёв общества: знать и духовенство, купцов и крестьян, мужчин и женщин, детей – смерть не разбирает.

Первые работы на тему «Пляски смерти», появились ещё во второй половине XIV века и сохраняли популярность вплоть до XVI века. Бернт Нотке один из лучших мастеров своего времени.

Как правило, на таких полотнах изображается процессия, которую возглавляет смерть. Она одинаково неумолимо увлекает за собой в пляске и старца, и юношу, и новорождённого младенца. Перед смертью все равны, она может сразить внезапно и папу, и императора и последнего из простолюдинов.

Изображали смерть по-разному.

Здесь было место и юмору. Смерть могли вывести в образе ловкого шулера, который обыграет любого, кто попробует ввязаться с ней в игру. Никому ещё не удалось обыграть эту особу.

Пляска, хоровод во главе с музыкантом, который заставляет всех плясать под свою дудку – тоже вполне читабельный образ. Ведь росписи в церквях должны быть понятны неграмотным прихожанам.

Несложные иносказания пользовались большой популярностью.

Работу Бернта Нотке можно рассматривать часами! Там столько деталей, подробностей, которые наводят на размышления.

Подлинные произведения искусства не имеют срока давности.

Будете в Таллине – не пропустите!

А я буду ждать ваших впечатлений!

Шаг за шагом — путешествуем по миру.

Ваша Елена Горовая

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com