Главная / Хайфаинфо - Литературная гостиная / АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ БОЛЕН ЛИ ТЕРРОРИСТ-САМОУБИЙЦА?

АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ БОЛЕН ЛИ ТЕРРОРИСТ-САМОУБИЙЦА?

Многие полагают, что у шахида (самоубийцы) психика не в порядке. Так бывает при шизофрении: человек может выполнить приказ умереть, поданный «голосами», которые возникают в голове или звучат в ушах. Нередко кончают с собой люди, находящиеся в затяжной депрессии. Есть, впрочем, мера страдания оправдывающая выбор смерти и нормальным человеком. Но смерть камикадзе или шахида в клинические категории не укладывается. Они ВЕРЯТ, а вера – не болезнь. Примечательна точка зрения психиатра-мусульманина (работающего, между прочим, в США). После 11-го сентября, на вопрос о вере смертников в то, что сразу же после теракта они попадут в рай, он живо возразил журналисту: «Прежде всего, нет никакого сомнения, что они там находятся!».

В глазах шахида предстоящая ему смерть – вовсе не смерть, а героическое преодоление боли (секунда, пара секунд) перед обретением ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ В РАЮ. Миф это не «массовое заблуждение», а смыслообразующий остов бытия людей, а фанатизм – продукт мифа. Можно превратиться в фанатика и в силу особых искажений личности (психопатия). Но когда фанатиками становятся тысячи и десятки тысяч, речь идет о постоянном репродуцировании мифа, о социальной машине , специально отлаженной для массового производства жертвующих собой.

Вглядываясь в пылевое облако исламского фанатизма, распространяющееся ныне по всему миру, мы можем различить и порождающую его машину. Это – постоянное утверждение силы тех групп, которые пришли к власти (не обязательно государственной), используя внедренный в массы миф. Причем, сила лидеров должна ими то и дело доказываться : если Бин Ладен не посрамит Америку грандиозным разрушением ее символов (небоскребов-близнецов, Пентагона и т.п.), — кое-то ведь может и усомниться, что сам Аллах на стороне исламских лидеров. Бин Ладен отнюдь не глупец, полагающий, будто мегатерактами он действительно «развалит» США. Назначение терактов совсем другое – показать своим: я – сила.

Рассмотрим ситуацию: израильские танки входят в террористический анклав. Но ни один из «палестинцев» не бросается под танк, обвязавшись взрывчаткой, как это делали герои Великой отечественной. Отдать жизнь за подбитый танк, за несколько сгоревших танкистов – значит продешевить. Взрывчатку надо беречь – добавив к ней побольше гвоздей и шурупов – для еврейских автобусов, дискотек и ресторанов, где пострадают сотни. Ибо еврейская оккупация — это не вторжение израильтян на Западный берег Иордана, это само присутствие евреев в Палестине. Целью террора является, таким образом, ГЕНОЦИД евреев. Для себя же самого шахид – «орудие» Ислама.

Как же воспитываются подобные субъекты? Вот что, с точки зрения психолога, для этого необходимо.

§ Создать в еще младенческой психике исключительно мощное Суперэго (жесткий свод одобряемого и запрещаемого, на чем в дальнейшем станет базироваться Эго , т.е. сознание). Делается это в возрасте от года до пяти, т.е. в семье, в яслях и в детских садах.

§ При становлении Эго (от трех лет и далее) – активно «насытить» и тем самым «закрыть» потребность ребенка в познании. Это осуществляется с помощью «единственно верного Учения», дающего ясный и окончательный ответ на все вопросы. Те вопросы, на которые ответа не находится, следует изо дня в день дискредитировать в качестве «дурацких» либо «кощунственных».

§ Рано приучить ребенка к коллективу, где следование Учению есть вопрос престижа и статуса каждого индивида, а отступление от него – повод для моральных, коллективных, судебных санкций, а то и уличных расправ.

§ Вытеснить проявления «незапланированных» потребностей и мыслей воспитанника неотвратимыми насмешками и наказаниями.

§ Канализировать проработку всего вытесненного в русле специально отобранных личностных динамизмов. Эти динамизмы: интроекция («равняйся на героев»); проекция («у тебя нет, да и не может быть тех гнусных побуждений, которые типичны для наших врагов»); вымещение («бей их, они позволяют себе мерзости, которые тебе не присущи»); идентификация с агрессором («он больно бьет, потому что прав, а ты терпи, ибо провинился: не в одном, так в другом»). При этом динамизмы фантазии, творческого самораскрытия – должны быть ограничены как проявления неподобающего инфантилизма. Юмор имеет четко заданные пределы. Креативное начало в воспитаннике направляется, главным образом, на «служение» и на достижение почетного места в иерархии власти; игровое начало – главным образом, на овладение искусством воина. Динамизмы сочувствия, идентификации с другими – поощряются в отношении своих (то есть «правильных») людей, но объявляются «душевной слабостью», если они проявлены в отношении «неверных».

§ Закреплять все эти установки в подрастающем воспитаннике с помощью ежедневных взвинчивающих проповедей, массовых ритуалов и шествий, показательных расправ с врагами. Возбужденная единодушием масса обладает огромным суггестивным воздействием на индивида, оживляет в нем биологические инстинкты страха, агрессии, подчинения и подражания. Многократно ощутив себя слившимся с толпой, трудно потом из нее «выпасть» – даже наедине с самим собой.

§ Выбрать наиболее подходящий момент в жизни воспитанника, чтобы нацелить его на конкретную «пассионарную» акцию. Это должен быть момент, когда инстинкт самосохранения в человеке уступает тщательно воспитанной потребности в самоутверждении. Причем, самоутверждение для него может быть реализовано единственным способом: исполнением команды. Не исполнив ее, он настолько «потеряет лицо», что предпочтет покончить с собой: не появляться же на людях с дырой вместо лица…

§ Остается подать команду.

В устройстве этой «машины» нет, видимо, ничего нового. Так воспитывались и «дети Сталина», и японские, и гитлеровские завоеватели (если ограничиться примерами из современной истории). Нельзя только упускать из виду, что исламскому тоталитаризму около 1400 лет…

Подчеркнем: воспитанники — не объекты магического или фармакологического зомбирования (хотя наркотики для «заглядывания в рай» нередко используются в исламе). Истоки их «пассионарности» следует искать, прежде всего, в интересах и установках воспитателей. Правда, и сами воспитатели – продукт определенной цивилизации, культуры, идеологии. Они, в свою очередь, жертвы: но опять-таки не зомбирования, а неукоснительной индоктринации , продолжавшейся из поколения в поколение.

Таким образом, исламистский террор начинается в конкретных мечетях, детских садах, школах, университетах. Его не искоренить ни точечными ликвидациями, ни ковровыми бомбардировками, ни свержением диктаторов. Силой можно лишь внедрить в ту же мечеть «умеренных» проповедников (взамен кровожадных). То есть целенаправленно обеспечить преимущественное влияние на массы тем, кто вычитал из Корана, что человеческая жизнь имеет ценность, что убийство – грех, что в борьбе сил не должны страдать невинные, что ликовать по поводу их гибели — непристойно, и что существующие, помимо ислама, религии тоже путь к Всевышнему.

Но пока два – три поколения арабских (иранских и т.д.) мальчишек и девчонок не усвоят этот иной миф бытия, кровь неверных будет литься снова и снова, вызывая у преступников горделивое осознание выполненного священного долга.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан