Вчитываться в книгу под названием «Кто и как изобрел еврейский народ», на мой взгляд, нет никакой необходимости — если только вы не историк, которого профессионально затрагивают приводимые в ней данные. Почему нет необходимости? Да потому, что само название говорит за себя: еврейского народа, видите ли, нет, и не было, его «изобрели». Если г-н Шломо Занд, преподающий историю французского кино, решил присоединиться к хору отрицателей евреев как народа, это его личное дело. Но мы вовсе не обязаны вникать в его аргументы. Возмущаться и приводить контрдоводы здесь просто смешно.
Ведь автор сразу же ставит подножку себе самому. Если еврейский народ «изобрели», почему же вглубь тысячелетий уходит антисемитизм? «Изобретя» антисемитизм, именитые мыслители тем самым убедительно подтвердили наличие древнего объекта своей ненависти. Только вот качества, приписываемые ими этому объекту, действительно выглядят порой не иначе как плоды фантазии. Так, великий грек Демокрит был убежден, что «каждые семь лет евреи хватают иностранца, ведут его в храм и убивают, изрезая мясо на мелкие куски». Вот ведь какая мы нация каннибалов! Великий римлянин Тацит возмущался обратным: тем, что евреи «считают преступлением убийство любого новорожденного ребенка» (мракобесы! а ведь так разумно — уничтожать неполноценных!). Великому реформатору христианства Мартину Лютеру принадлежат слова: «Никогда солнце не светило народу более кровожадному и мстительному, который лелеет идею уничтожения и удушении иноверцев». А великий ученый Возрождения Джордано Бруно утверждал, что евреи это «зачумленная и опасная раса, которая заслуживает искоренения со дня ее зарождения». Так-то! Мы уже не просто нация, а целая «раса», момент зарождения которой необходимо отследить.
Нет сомнения, что Ш. Занду эти высказывания известны – как и многочисленные одобрительные суждения великих людей о еврейском народе. Так что название книги попросту провокативно: автор нисколько не сомневается в существовании народа, к которому сам принадлежит; ему потребовалось лишь «демифологизировать» его историю, что сейчас очень модно в мусульманском мире и среди западных интеллектуалов. Но особенно модно – в самом Израиле, где последовательно берет верх идеология, с самого начала противостоявшая сионизму среди евреев Рассеяния. Словно государство, на которое положил жизнь Т. Герцль, вдруг наводнили его ожившие противники-евреи. Словно никто не помнит, какая судьба постигла этих евреев при Гитлере и Сталине.
Отбросим намеренное унижение нашего чувства национального достоинства — не поддадимся на манипуляцию Шломо Занда. Будем объективны: нравится это кому-то или нет, издревле существовала некая изолированная и родственно сплоченная общность людей, которую всюду подмечали и нередко отождествляли с «мировым злом». Евреи. Однородна ли данная общность по генетическому признаку? Сегодня есть доказательства, что да. Но допустим – нет; какое это имеет значение? Кто к ней принадлежал, тот и нес на себе клеймо проклятой «расы». Многие стремились вырваться из этой общности — и преуспели. Но многие предпочли остаться внутри, хотя отход от Моисеева закона не карается в общине иудеев отрезанием ушей и носа, отрубанием руки и т.п. Стало быть, людей привлекал сам этот Закон. Что может возразить на это г-н Шломо Занд?
Зародилась ли эта «раса» здесь, между Двуречьем и Средиземным морем? Допустим – нет. Но таков древний эпос этой нации, дававший ей духовные ориентиры для сплочения и выживания. Если кто-то докажет, что японцы пришли на свои острова из Индии или из Скандинавии, что это меняет в самосознании японской нации? Означает ли это, что японцы как нация «изобретены»? Изобретены ли венгры — потомки гуннов, пришедших в Европу из Азии?
Пойдем еще дальше: предположим, все еврейские чудеса – вроде исхода из Египта, завоевания Ханаана или превращения Иерусалима в город Храма – «поповские выдумки» (раввинские в данном случае). И что? Перед нами опять-таки духовные опоры национального самоопределения, благодаря которым этнос уцелел и даже дал начало чуждым ему, хотя и невероятно популярным вариантам монотеизма — христианству, потом исламу. Уберите эти «сказки» (им якобы не находится археологических подтверждений), и иудаизм рухнет. Да, — но рухнет вместе с христианством и исламом. Есть ли г-ну Занду, что сказать на эту тему? Вероятно, он запамятовал, что Авраам в Коране – Ибрагим, Моше – Муса, Аарон – Харун, первый еврейский царь Саул – Талут, а сменил его Дауд (Давид), победивший в бою Джалута (Голиафа). Сыном же Дауда был Сулейман, чье имя в изначальном, ивритском произношении носит, кстати, и сам наш г-н Занд.
Следующий момент: были ли евреи рассеяны по миру своими недругами, то есть силой оружия? Допустим, нет: сами, по собственной воле порасселялись по ареалам, где легче было заработать, — подобно нынешним азиатам (найдите в Европе город без вьетнамского киоска). Что это меняет? Евреи оставались евреями уже потому, что упорно противопоставляли свой специфический менталитет менталитету народов, среди которых жили. И Сулейман Занд – сам носитель этого менталитета, демонстрирующий, правда, его наиболее негативные черты.
Евреи, как ему отлично известно, не просто нация – нация знаковая. В ее противостоянии другим нациям присутствует борьба начал, не охватываемая разумом. Сказать, что евреи воплощение мирового добра, — такая же ложь, как приписывать им статус носителей мирового зла. Всё здесь сложнее, линейная логика не работает, а время осмысленно расставить белые и черные фигуры на историко-философской шахматной доске еще не наступило. Вообразите себе игру, осуществляемую многоцветными фигурами, причем, игру на такой доске, где белое поле может неожиданно стать черным… Тут и хода не рассчитаешь без сверхмощного компьютера… Разумеется, «демифологизировать» реалии этого уровня куда проще, чем попытаться постичь их хотя бы в первом приближении.
Так что первая реакция на книгу под названием «Кто и как изобрел еврейский народ» — это брезгливое недоумение. А потом – вопрос: кому же этого так хочется, чтобы наш народ считался «изобретенным»? Кому понадобилось, чтобы за потомков «истинных евреев» выдавались именно принявшие ислам «палестинцы»? (Вот уж действительно изобретенная нация – причем, известно, где, когда и для чего). А самозванцы, называющие себя евреями, на самом деле — хазары, узурпировавшие гордое звание потомков Ибрагима. (Есть неувязочка: при Демокрите или при Таците ни о каких хазарах еще не слыхали… Стало быть, тогдашние «палестинцы» имелись в виду, так?… ну, ничего, проехали…). Кому требуется утверждать, что древнего Израиля не было, Иерусалима — не было, и Храма в нем никогда не возводили? Ответ на подобные вопросы слишком очевиден.
Занд и пропагандирующие его среди русскоязычной публики А. Этерман и
А. Торпусман — прежде всего, современные еврейские интеллектуалы, и, как таковые, отстаивают свободу мнений и сомнений. Включая свободу озвучить что угодно, и подбочениться: «А докажите обратное!» Это, в известной мере, вытекает и из древних еврейских традиций диспута. Сомнение – испытанное противоядие от идолопоклонства.
Ахмадинеджад, Насралла или Хание сомнений отроду не имели. Они точно знают: евреев не должно быть вообще, вся их история (включая Холокост) – выдумка, еврейское государство – нонсенс, Иерусалим изначально был «Эль-Кудсом»…Но что с этих взять: не евреи ведь, люди серьезные, ответственные. Попадись им наш Шломо Занд, — Сулейманом величать не станут…
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа