ЗАЯЦ ОТПУЩЕНИЯ
Измена Родине — дело темное.
Во все времена и со всех сторон.
Слава Создателю, наших «переметчиков»» в Афганистане за десять лет войны и шестидесяти человек не набралось.
Что интересного в их судьбах?
Попадали из огня в полымя.
В годы войны об этом помалкивали, к чему смущать военные умы?
Немногих возвращенных моджахедами, (за солярку, муку, сахар или уговор — не бомбить), не расстреливали перед строем – не та война, уже не так жестока Родина.
А позже, когда ввод войск признали в Москве ошибкой, все были прощены, кто заживо, кто посмертно.
Это, разумеется, хороший бальзам на душу, но плохой отбеливатель!
Как советские бойцы попадали к душманам-моджахедам?
Всякое бывало.
Бросили свои (в суматохе горящей колонны).
Отбился от группы (на проческе).
Пошел на бахчу ( совсем рядом с боевым охранением).
Замордовали старослужащие (пояснений не требуется).
Бражки опился и («в кишлак, послушать муэдзина»).
Промотал военное имущество, боеприпасы продал (свои прессуют, а еще суд и зона впереди!).
Все просто.
Все, как на «необъявленной» войне.
Память о «переметчиках» — короткая и смутная. Тут хорошего солдата подчас — «ванькой звали»!
Однако, нет правил без исключений. Был такой, объявленный в войсках «изменником Родины» подполковник Николай Заяц (в некоторых источниках — Заец). Его не забыли и через четверть века. В мемуарах воинов-интернационалистов он: то предатель, то герой, то жертва, то причина многих залитых солдатской кровью военных неудач. Зайцем, планирующим коварные засады, пугали в Афганистане года четыре, вплоть до вывода войск. Еще бы! Подполковник-разведчик! Надо ли говорить о магическом действии этих двух слов на сознание советского человека. А в сочетании со словом «измена»? То-то же! Страна, конечно, знала одного разведчика-полковника-шпиона, Олега Пеньковского, но это когда было!
В феврале 1983 подполковник Николай Заяц прибыл из Прикарпатского военного округа в 40 армию с назначением на должность начальника разведки 108 мотострелковой дивизии (Баграм). Через год его переводят в 201 мотострелковую дивизию начальником разведки 122 мотострелкового полка (Ташкурган). А чуть позже и вовсе прикомандировали к штабу дивизии. За что такая немилость? Вот тут, ради правды, надо быть очень осторожным. Никаких официальных документов о прегрешениях подполковника в доступных источниках не было, и нет. А вот, что есть, по слухам, по творчеству устному.
На операции16 октября 1984 года подполковник Заяц собственноручно застрелил двух афганских информаторов. Правда, сцены расстрела никто из группы не видел, бархан мешал! Далее, подполковник честно докладывает командованию о происшествии. Возможно, это признание когда-нибудь всплывет в письменном виде. На беду, опять же по воспоминаниям, у одного из убитых афганцев был влиятельный родственник в службе безопасности Афганистана (ХАД) и тот поклялся отомстить Зайцу при первом удобном случае. Афганская клятва дело серьезное! Зайца «спрятали» на другом конце Афганистана, но не отстранили от любимого дела – войсковой разведки. Пока грозный призрак «измены Родине» не маячит? Не так ли? А что же прокуратура? Шесть месяцев расследовала обстоятельства появления двух трупов? Да, конечно, ведь дело происходило за барханом!
Весной 1984 года мы находим Зайца уже не в 122 полку, а в штабе 201 дивизии. Доподлинно известно следующее: 15 марта Заяц, «усыпив бдительность водителя» бронированной разведывательной дозорной машины, сел за руль этого самого БРДМ и выехал за пределы части. Боевую технику, через два дня нашли в нескольких километрах от афганско-советской границы без вооружения, рации и боекомплекта. Одни очевидцы говорят, что колеса остались, другие, что колеса, хоть и обгоревшие, были на месте. Так вот, после этой находки никто и никогда подполковника Зайца не видел и не слышал. Есть ли тут состав преступления иной, кроме самовольного оставления части, отягощенного угоном боевой техники? А потом сработал «информационный закон зоны»: чем меньше возможностей проверить, тем выше осведомленность.
В заметках ветеранов можно найти упоминания о том, что Заяц был завербован иностранной разведкой еще в годы службы в группе советских войск в Германии. Именно по этой причине он устроил:
— в ночь с 7 на 8 августа 1983 года истребление советских десантников силами своей же разведывательной роты,
— нанес тяжелые потери собственному разведывательному батальону в ноябре под Гульбахором,
-побег в Панджшерское ущелье, с расстрелом экипажа бронемашины, а потом ускользнул в Пакистан,
— нападение на колонну 0016, в которой были уничтожены два танка, несколько боевых машин пехоты и двадцать автомобилей
— проводку банды в 400 человек под самую советскую границу в районе речного порта Шерхан-Бандар, и обстрел афганских «бурбухаек» с товарами.
— нападения на аэродромы и организацию круглосуточных полетов, именно по причине его побега
В ряду этих, захватывающих сообщений 1984-87 годов есть несколько, наводящих на мысль о том, что карту Зайца успешно разыгрывали наши афганские друзья. Именно с их подачи курсировали слухи о том. Что Заяц жив, дает интервью, читает лекции в Пакистане, водит банды с крайнего юга на крайний афганский север. А когда поступила (от афганцев) достоверная информация, что Заяц остановился погостить у главаря банды в селении где-то между провинциями Фарах и Гильменд, бомбово-штурмовой удар по месту нанесли (цитирую ветерана). «стратегические бомбардировщики дальнего действия».
Если существовала такая задача сделать из подполковника Зайца — «козла отпущения», то она была решена блестяще. Под видом его поисков весной 1984 года был проведен ряд успешных операций на севере Афганистана, а позже именем Зайца будили бдительность и ненависть к изменникам Родины, оправдывали военные неудачи и пр. А если человек попросту был не в себе? Давайте представим, что начальник разведки дивизии, пусть и бывший, плохо читает карты, и гонит бронемашину в сеть арыков, речушек, в мартовскую распутицу. Какой-то, прямо, «мартовский заяц», получается.
Будущие защитники Отечества и его интересов за рубежами родной страны, всеми святыми заклинаю вас: страшитесь пропасть без вести на «необъявленных войнах».
Не любят у нас этого!
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.