Главная / Новости / Хайфаинфо - Литературная гостиная / АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ (ПИСЬМО ДРУГУ , 2007)

АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ (ПИСЬМО ДРУГУ , 2007)

Познакомили с заезжим московским журналистом: еврей, редактирует  одну из газет, субсидируемых еврейской общиной. В России, как ты знаешь,  влиятельны сейчас две общины: возглавляемая  престарелым раввином Адольфом Шаевичем, и другая,  руководимая молодым Берлом Лазаром, американским  посланником  ХАБАДа. Нам из Израиля бывает неловко смотреть, как они оспаривают друг у друга  роль «истинного» представителя российского еврейства.  Видимо,  их финансируют разные магнаты. Но в чем суть соперничества? Мой собеседник (назову его Г.), из «адольфистов», был многословен и уклончив, но этот вопрос ответил четко.

«-  Борьба за влияние… На еврейские массы?.. Да нет, не в этом дело. Евреи могут ходить и в такую синагогу, и в такую, получать льготы, подарки и духовную литературу и от тех, и от других. Речь идет о влиянии на Кремль».

Ты понял? Воротилы ищут поддержки Кремля  — может быть, разных «башен» Кремля – для оборота и отмывания денег в России. Думаю, строительство синагог, религиозных школ, кошерных ресторанов и т.п. – неплохая отмывка     Г. говорит:

— Я сам не реже двух раз в месяц бываю по субботам в синагоге. Радостно видеть, как у детишек горят глаза, когда выносят свитки Торы. Евреи стали рано приобщаться к иудейской традиции. Сейчас «еврей» в России  — вовсе не представитель радикальных кругов и правозащитных групп. В еврейском сообществе кончается мода на высшее образование и элитарные занятия – науку, искусства, юриспруденцию и тому подобное. Зато престижно заниматься бизнесом. И еврейский бизнес во многих местах процветает».

Понял? Кремль тоже доволен: это  беспокойное и шумливое семя, оказавшись под кипой и над прилавком,  покидает общественно-политическую арену. Пусть молятся своему Богу и  торгуют себе, как прочие иноверцы, только бы во власть не лезли.  А в торговле они умны: знают, что надо делать и с кем следует делиться.

Г. не в первый раз в Израиле, и ему здесь все больше нравится:

«- Еще год назад я не встретил бы такого: везде говорят по-русски. Хорошо, что растет влияние выходцев из России на политическую жизнь страны. Это влияние теперь олицетворяет конкретный человек. Я имею в виду Гайдамака. Вот у кого реальный  шанс изменить здешнюю политику».

— Погодите-ка, — (я начинаю возбуждаться), — но этот человек, не умеющий двух слов связать на иврите, намерен для начала стать мэром Иерусалима! Ну, вообразите: приехал в первопрестольную миллионер-таджик, не знающий русского языка,  и хочет занять пост мэра Москвы!.. И почему же именно, Гайдамак изменит политику Израиля?

Вдруг Г. озаряется. Его речь становится поэтической.

«- Понимаете ли…  У меня такое чувство, что с евреями в мире что-то происходит. Они сплачиваются на основе веры. Словно все садятся в один поезд, и скоро  свисток на отправку. Только вот пока неизвестно, как называется следующая станция. Что же касается иврита…Вы не представляете, как у нас сейчас издаются ТАНАХ и Тора (так и сказал: «танах и тора»!)… На странице – иврит, на смежной  — и перевод, и ивритский текст русскими буквами! Я и сам молюсь: Барух ото, адоной, мейлех ха-ойлем»…

И тут во мне, брат, словно шарнир повернулся. Этим евреям не нужен Израиль. «Родина евреев – Тора» — вот их исходная точка. А раз так, евреи могут и должны жить везде, где им не мешают молиться и делать свой бизнес. В России пока тоже неплохо.

…Ты знаешь, сколько горечи у меня накопилось к Израилю. «Плавильного котла» не получилось: ну, не сплавляются вместе курдский лотошник и винницкая учительница, марокканский «мачо» и питерский электронщик. И все-таки. Будучи разными до несовместимости, все мы «оплавлены» этой страной, ее солнцем, суетой, языком, строительством, резервистской службой. Ее воздухом, интонацией, жестикуляцией, музыкой, метафизикой. У человека должна быть родина. А эти с их «торой и танахом»  пытаются бизнесом заслонить еврею родину, лишить собственного места на шкале общечеловеческих ценностей. Между тем, нет страны, в которой еврейство на «адольфистский» или «берловский» лад не вызвало бы, в конечном счете, ненависти местного населения. Инородцев, у которых вторая «Тора» (еще вопрос, не первая ли?) – это распечатка сводки о доходах, рано или поздно понадобится куда-то вытолкнуть. А тех, у кого нет денег откупиться, эмигрировать, бежать? Куда их денут?

Г. не знает, как называется станция, куда двинулся поезд, набитый «новыми евреями». А я знаю. Она называется «Освенцим».

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан